Дмитрий Язов: Сталин любил Жукова

Маршал Советского Союза возмущен попыткой авторов скандального сериала противопоставить маршала Победы генералиссимусу …

«В целом фильм «Жуков» был нужен народу, чтобы показать последние послевоенные годы жизни Жукова, о которых мало что известно. Но получилось, что под прицелом кинематографистов оказалась больше, жизнь личная, и ничего не осталось от того, за что Жуков получил звания четырежды Героя Советского Союза, маршала, кавалера двух орденов Победы. Его историческая значимость ушла на второй план, на первом — разборки с женщинами и Сталиным. Но Сталин любил Жукова, хоть порою и гневался (он иначе не умел), ведь это он его награждал, это он в конце войны поставил его на самое главное направление. Жуков защищал Москву, брал Берлин. Сталин просил Жукова подписать в Берлине акт о безоговорочной капитуляции войск фашистской Германии. Есть только красивый финал: Георгий Константинович на белом коне принимает парад Победы. И есть Сталин, одолеваемый завистью к Жукову», — заявил в интервью газеты «Труд» ветеран Великой Отечественной войны, бывший министр обороны СССР, Маршал Советского Союза Дмитрий Язов.

Язов отметил, что «по поручению Берии главный контрразведчик страны Абакумов подготовил письмо о проведенном расследовании, а прочитал его на заседании Новиков» (имеется в виду заседание Высшего военного совета страны в 1946 году, посвященное судьбе Жукова. — РНЛ). «Так совпало, что маршалу авиации Новикову доставалось от Жукова, так как он несколько раз был командующим фронтом, да не справлялся. И именно его устами клеймили Жукова! Речь шла о том, что якобы Жуков называет себя маршалом Победы, он самый главный, а не Сталин. Ложь, компрометирующая Жукова! Ни сам Георгий Константинович, ни люди вокруг — никто так не говорил и не считал. Жуков по всем вопросам докладывался Сталину, он не мог сам принимать решения — на какой фронт отправлять средства, оружие и так далее. Все делал Сталин. Если Жуков командовал фронтом на заключительном этапе, он все равно контролировался Сталиным», — продолжил бывший министр обороны СССР.

«Разве мог Иосиф Виссарионович в форточку стрелять или маршала заставить чистить ружье? Да ни за что! Да ни при каких, даже самых нелепых обстоятельствах! Заведомо фальшивые фрагменты построены на факте, которого не существует!» — возмущается Маршал Советского Союза.

«Возьмите эпизод, когда Жуков с Рыбалко, что ли, водку пьет, причем прямо из горлышка. Вы, может, и поверите, почему бы нет, ну что тут такого, скажете. Но это не про Жукова! Никто его не видел выпившим, нигде и никогда. Он и на фронте в самые тяжелые минуты никогда не пил. И когда подписали в Карлсхорсте акт капитуляции, опрокинул на радости рюмочки три, не больше, потом сплясал и снова приступил к серьезным разговорам. Он не мог пить с народом. Уж простите, кому это не понравится, но это правда. Бочка с пивом, старики, мужики и распивающий с ними Жуков — это абсурд. Понимаю, что режиссеру захотелось показать Жукова простым человеком, своим рубахой-парнем, но это вопреки истории», — отметил Язов.

Маршал отметил, что семь лет не давали Жукову издать мемуары. «Об этом в фильме рассказано — правда, без подробностей. В 1964 году, после того как сняли Хрущева, я работал в штабе Ленинградского округа, и к нам приехали писатели Симонов и Евтушенко. Спрашивают там генерала: «Почему Жукова никак не напечатают?» Им отвечают: «Краски нет! Бумаги нет! И не будет для Жукова никогда!» Но очень скоро вышло первое издание — правда, в ФРГ, а потом книга была выпущена тиражом 4 миллиона. Жукова знали во всем мире. И все его или любили, или уважали», — подчеркнул Язов.

Он признался, что ему очень обидно, что Жукова в фильме представили «таким бабником». «Водитель Жукова мне рассказывал, что отношения с Лидией Захаровой начались по ее инициативе. Это она его любила, а не он ее. Да и некогда было Жукову заниматься романами. Все знают, что у Рокоссовского была полевая жена, и у Конева была. Все маршалы, которых я знаю, женились после фронта во второй раз. Это война. Другая, отдельная жизнь. Все это понимают. Георгий Константинович много лет жил с Александрой Диевной (Александра Диевна Жукова — первая супруга Георгия Жукова. — РНЛ) и любил своих дочерей. Расписался с Диевной только после войны, хотя она считалась его законной женой давно, их отношения начались еще в 1920 году. Жуков и в этом плане был очень честным человеком. С Галиной Александровной он расписался в начале 60-х. Брак длился восемь счастливых лет. Он ее очень любил, да, это правда, с ее смертью смириться не мог», — отметил бывший министр обороны СССР.

По его словам, Балуев, сыгравший в фильме Жукова, совершенно не похож на него внешне. «Жуков был покоренастее, ниже ростом. Ульянов мне больше импонирует (Дмитрий Язов имеет в виду актерскую работу Михаила Ульянова в киноэпопее советского режиссера Юрия Озерова о Великой Отечественной войне. — РНЛ). Характер показан достаточно точно. Жуков был очень серьезным человеком, цельным, настоящим. Он не мог пить водку на скамейке. Простите, я опять об этом, но эта сцена меня потрясла! Понимаю, конечно, что это вина не Балуева, а режиссера. Артиста заставили, он не виноват. Он, может, и не знает, какая это большая неправда. Но сам Балуев как артист, безусловно, гений. Мне кажется, что Жуков отнял у него часть жизни, потрепал душевно, износил. Жаль артиста. И спасибо ему!» — заключил Дмитрий Язов.