Фурсенко может разрушить и высшую школу с помощью ЕГЭ

В минувшую субботу министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко высказал на заседании коллегии Минобрнауки новые предложения по модернизации единого госэкзамена (ЕГЭ). Чиновник предлагает школьникам сдавать русский язык уже в девятом классе, а географию – в десятом. Кроме того, через пару лет ЕГЭ, возможно, придется сдавать и бакалаврам. Заменит ли он собой привычный выпускной госэкзамен или написание дипломной работы, министр пока не уточнил. Эксперты от подобного предложения пришли в ужас. Они полагают, что введение ЕГЭ в вузах способно полностью разрушить российскую систему образования.

Министр образования и науки Андрей Фурсенко предложил «развернуть экзамен во времени», что, по его мнению, позволит учитывать достижения в процессе всей учебы ребенка. «Например, русский язык можно было бы сдавать по завершении основного курса в девятом классе, а географию – в десятом», – заявил министр. Таким образом, полагает чиновник, у детей останется мотивация учиться все время, а не только в выпускном классе. Идея на первый взгляд неплохая. Она вроде бы позволяет распределить на несколько лет всю ту умственную и моральную нагрузку, которая ложится на плечи одиннадцатиклассников. Однако эксперты так не считают.

«Идея с досрочной сдачей географии, может быть, и хорошая, – говорит «НИ» проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) по довузовской подготовке Григорий Канторович. – Только люди, которые это предлагают, не очень представляют себе, в каком окружении они живут. Получается, школьник должен за два года до поступления понять, что ему в университет будет нужна география. И позже не передумать. Кроме того, вузы и государство должны в течение двух лет оставить неизменными списки предметов, обязательных к поступлению на ту или иную специальность. Как мы знаем, таких гарантий никто дать не может». Профессор также добавил, что, возможно, «если работать над этой идеей, то ее можно было бы привести к чему-то. Но пока она носит больше лозунговый характер».

В скором времени ЕГЭ может коснуться и бакалавров. Андрей Фурсенко отметил, что министерству в перспективе надо создать независимую оценку качества образования всех уровней. «Итоговая государственная аттестация студентов только на словах является государственной, а на деле знания проверяют те же преподаватели, кто учит. Нужно идти по пути введения ЕГЭ для бакалавров», – предложил министр. Чиновник объяснил, что представляет себе ЕГЭ для студентов в виде «серьезного письменного экзамена, который будут оценивать эксперты, не имеющие отношения к вузу, в котором обучался бакалавр». В проведении этой независимой экспертизы обязательно должны принимать участие будущие работодатели. «В экспериментальном режиме ЕГЭ для бакалавров должен появиться в ближайшие два-три года», – считает министр. Эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев увидел в этой инициативе начало «полного конца российского образования в целом». «ЕГЭ уже с треском провалился в школах. А его еще пытаются распространить и на вузы», – негодует в беседе с «НИ» эксперт.

Такого же мнения придерживается и член-корреспондент Российской академии образования Александр Абрамов. «Система образования не может совершенствоваться за закрытыми дверьми министерства. Чиновники должны не думать, а собирать для решения проблем экспертов и под лучшими идеями ставить свои штампы», – заявил г-н Абрамов. В разговоре с «НИ» он отметил, что «очередные спонтанные попытки изменить ЕГЭ» связаны с недавним заявлением премьера Владимира Путина, в котором он заявил, что единый госэкзамен необходимо совершенствовать.

Григорий Канторович констатировал, что «в ЕГЭ для студентов он просто не видит смысла». «Во-первых, непонятно, для кого он вводится. Ясно, что школьники сдают его для поступления в вуз, а здесь какой смысл? Чтобы дать или не дать выпускнику университета еще одну бумажку? – задается вопросом профессор. – Возможно, так чиновники хотят решить проблему фальшивых дипломов. Но настоящий работодатель все равно человека с таким дипломом уволит через полгода. А за студентов, планирующих работать у папы в компании или устроиться по блату в госучреждение, волноваться не стоит – они все равно получат свое место».

К тому же введению единого госэкзамена для студентов будет мешать и различие в содержании образовательных программ в вузах. «Я не очень представляю, как договорятся о едином уровне ЕГЭ разные университеты. К примеру, как чиновники планируют привести к одному знаменателю знания инженера-физика, который окончил Физтех в Долгопрудном, и того, кто учился на факультете физики в педагогическом институте. Я думаю, что это такое благое намерение, которое на деле совершенно не реализуемо», – резюмировал Григорий Канторович.