Репортажи о детском суициде могут спровоцировать новые

В пятницу пришло два сообщения о новых случаях подросткового суицида.

В Озерске в Челябинской области выпал с балкона 11-летний мальчик, а в Нижнем Тагиле еще один подросток найден повешенным на ремне от сумки. В обоих случаях правоохранительные органы рассматривают версию самоубийства. О том, почему так происходит, «Вести ФМ» поговорили с уполномоченным по правам ребенка в Москве, заслуженным учителем России Евгением Бунимовичем.

«Вести ФМ»: У вас есть ответ на вопрос, что происходит в последнее время?

Бунимович: Знаете, сейчас появилось очень много людей, которые дают уверенно ответ на этот вопрос. Я бы остерегался таких людей. Потому что вопрос подросткового суицида очень сложный и очень многофакторный, здесь нет одного объяснения, которое бы дало вам все. Если говорить о том, что происходит именно сейчас, то происходит страшная, но, к сожалению, зафиксированная давно и наукой, и практиками история, которую называют синдромом Вертера и зеркальностью. Особенность подросткового суицида в его демонстративности и в том, что очень часто это происходит от подражательности.

Синдром Вертера — это после гётевской книги «Страдания юного Вертера», издание самой книги привело к тому, что в нескольких странах была серия самоубийств, как у главного героя, и тогда даже некоторые страны запретили издание этой книги. А сейчас, как вы понимаете, это не книга, которая распространяется немногими, а СМИ, которые, как видите, каждый день об этом говорят, и это тоже надо учитывать. Я думал о том, отвечать или не отвечать, понимаю, что сейчас и так все это делают, но самое главное, чтобы не было репортажей. Вот это те ошибки, которые произошли на первом этапе, известные ошибки, то есть нельзя показывать место, объяснение способов и так далее и тому подобное. И более того, это не мои высказывания, а это точные, внятные по пунктам рекомендации Всемирной организации здравоохранения. Когда похожая история произошла в Австрии, то через какое-то время они вообще запретили упоминание об этих фактах в эфире и в прессе. Так что здесь вот это распространение в данный момент, конечно, является таким резонансным. Так называют ученые эту страшную ситуацию, которая у нас сейчас происходит.

«Вести ФМ»: Мы тоже об этом много думали, рассказывать об этих случаях или не рассказывать. С одной стороны, действительно, как вы правильно подметили, это может вызвать, сподвигнуть кого-то на очередное самоубийство, с другой стороны, если не рассказывать о проблеме, то школьные учителя, родители не будут о ней знать и не смогут предотвратить вовремя. Где найти эту золотую середину?

Бунимович: Вы правы, это очень важно. Поэтому я и сказал, у меня состояние беспомощности, когда я видел репортажи, именно смакование деталей, с демонстрацией вещей, которые нельзя демонстрировать. Еще раз повторяю, есть рекомендации, ничего нового в этом нет. Это либо абсолютный непрофессионализм людей, либо какая-то потеря совести, когда во имя рейтинга и смакования делается все что угодно. С другой стороны, я с вами совершенно согласен вот в чем: проблема не сегодня у нас родилась, и наши высокие показатели подростковых суицидов, по крайней мере, несколько последних лет, стабильны. Мы, профессионалы, знаем это, и в разной мере пытались говорить о том, что необходимо обществу на это реагировать. Но никто не слушал, а сейчас, может быть, действительно хотя бы взрослых заставит задуматься о том, что это очень непростая проблема.