Ирина Прохорова: есть женщины на Руси

Женщина редко похвалит другую женщину. Особенно если та умна, красива, успешна, добра, корректна, стильна и обладает всевозможными удивительными качествами.

Но есть женщины, которыми можно только восхищаться. Все иные чувства меркнут перед их достоинствами. Восхитительных женщин мало, и каждая запоминается надолго.

После дебатов Ирина Прохоровой и Никиты Михалкова я вспоминала их всех, немногих.

Екатеринбург. Университет. Журфак. Она вела у нас литературу советского периода. Заходила в аудиторию с осанкой балерины, стройная, стильная, всегда модная, улыбчивая и приветливая. В свои семьдесят. Прошла всю войну зенитчицей.
Она рассказывала нам про премьеры и выставки, приносила мало распространенные тогда книги, бережно хранимые и не менее бережно читаемые поколениями и поколениями ее студентов. Каждый выходной бегала на лыжах с внуками.
Наши мальчики, не дыша, сидели исключительно на первых партах, приносили ей цветы без повода, учитывались Булгаковым, Пастернаком, Платоновым, пытались одолеть «Клима Самгина» — ее любимую книгу. Такие женщины вдохновляли на подвиги.

Моя школьная подруга училась в Москве в пафосном вузе. Жила в общаге на Котельнической. Подрабатывала вахтером в высотке рядом. Да, да, которая, кажется, из «Москва слезам…». Познакомилась с местными ребятами-студентами. Бывала в гостях в очаровательной профессорской семье. Но не дед, ни папа, ни мальчик не производили на нее такого впечатления, как мама.
Ей было под сорок. Ум и доброта, корректность и деликатность. Потрясающая сила воли и нежность ко всем беззащитным. «Мне просто хотелось на нее смотреть и слушать. С такой женщиной рядом постоять — уже многому научиться в этой жизни», — говорила подруга.
Мы до сих пор цитируем эту фразу, а она, когда задумывается в какой-либо ситуации, всегда представляет, а как поступила бы та женщина.

Златоуст. 13 лет назад. К нам приехала Елена Владимировна Тихомирова. Специалист по холодному оружию. Один из лучших в стране и в мире. Работала в Оружейной палате Московского Кремля.
Мужчина редко правильно воспринимают умных женщин, да еще и спецов в тех областях, где чисто «мужская тема»: оружие, машины… Но тут ум, знания настолько потрясали, что оружейники были готовы просто падать к ее ногам. При условии, только бы заметила. Впрочем, немало было тех, кто был готов «быть ковриком» без всяких условий.

Но может быть, так не реагировали бы, если бы не ее необыкновенная доброта и желание подбодрить, поддержать, выслушать, сказать, что все будет, и все будет хорошо. Что она верит в них, и даже не сомневается.

Готовят чаще женщины, но лучшие повара — мужчины. Среди оружейников больше мужчины, но среди российских знатоков и экспертов мирового уровня почти половина — женщины.

Елена Владимировна в Златоуст приезжает часто. Мы иногда встречаемся в Москве. Редко. Жаль. Когда мы пересеклись на оружейной выставке, проходившей в бывшем здании СЭВ, сама слышала, как мастера гордились: «А около нас Тихомирова 10 минут постояла!», «А с нашими — поговорила!!», «А наших похвалила!!!».

На мой вопрос — можно сфоткать изделие, последовало — Ой, Вы же с Тихомировой вчера тут были! Вам можно фсёёёёёё!

И вот новое открытие — Ирина Прохорова. Гармония ума и доброты, знаний о жизни и терпеливого мудрого к ней отношения, мягкости и умения бороться. И наша бессмертная цитата: «С такой женщиной «рядом постоять» — уже многому научиться в этой жизни».