Чиновникам запретят дорогие авто

В советские времена четко прописывалось, какому чиновнику полагается «Волга», а какому — «Чайка». Вот и теперь бюрократам, без проблем закупающим на бюджетные деньги дорогие авто, предложат умерить аппетиты. Вечные спорщики — Минэкономразвития и Федеральная антимонопольная служба — пришли к согласию по поводу реформы госзакупок. Одна из самых громких согласованных мер — установление требований к машинам, мебели и прочим видам продукции, закупаемым чиновниками. «Машин по 8 миллионов покупать не будем», — торжественно обещает министр экономического развития Эльвира Набиуллина.

Внимание общественности часто привлекали нестандартные заказы министерств и ведомств. Так, МВД заявило о намерении закупить покрытую золотом кровать из европейской вишни, а ФГУ «Авиалесоохрана» — автомобиль Lexus с массажным креслом за 6 млн. рублей. ФСБ захотела скутер Suzuki и партию печатных машинок на 2 млн. рублей, а администрация Кемеровской области — 30 швейцарских золотых часов с рубинами. ФАС нарушения не нашла: якобы не было альтернативных поставщиков.

Откуда растут ноги таких заказов, ясно из данных Минэкономразвития о том, что основную часть госбюджета поделили между собой «единственные» поставщики. Им без каких-либо торгов и конкурсов достается каждый второй рубль бюджета. При этом каждый третий рубль, освоенный этими «уникальными» поставщиками, тратится с теми или иными экономическими нарушениями.

Счетная палата РФ (СП) в прошлом году уличила ряд ведомств (Министерство юстиции, Федеральную службу исполнения наказаний и Федеральную службу судебных приставов) в многократном перерасходе казенных денег. Как раз на те самые автомобили. Но беда в том, что приструнить «оборзевших», по выражению Путина, чиновников сложно. Как объяснили в СП, сейчас «отсутствуют четкие законодательные определения, машину какого класса полагается иметь тому или иному чиновнику, а вопрос решается личной подписью руководителя ведомства».

Вот как раз это и хотят исправить ФАС и Минэкономразвития, которые долгие месяцы ломали копья по поводу того, стоит создавать Федеральную контрактную систему или оставить прежнюю систему госзакупок. О консенсусе глава ФАС Игорь Артемьев, ранее боровшийся за сохранение старого порядка, объявил в среду на коллегии своего ведомства. По его словам, согласованный законопроект удастся внести в правительство до июля.

— Нередки случаи закупки необоснованно дорогих автомобилей или «золотых кроватей», — говорится в пояснительной записке к законопроекту от ФАС. На те же автомобили будет установлен предел цены, максимальная мощность двигателя и т.п. Конкретные параметры пока не ясны, но в ФАС говорили о 400 лошадиных сил и расплывчатых 5–10 млн. рублей.

Набиуллина также не указала СМИ верхнюю ценовую планку для авто, туманно сказав о том, что машины за 8 млн. рублей в нее не впишутся.

Так что, если такая планка будет поддержана, чиновники продолжат «радовать» общественность покупкой «мерсов» за 5 млн. с гаком.