Память о Ельцине увековечат в Эстонии?

Группа предпринимателей и общественных деятелей из Эстонии выступила с инициативой увековечения в этой стране памяти первого президента России Бориса Ельцина.

Обсуждается идея воздвижения в Таллине памятника Ельцину или установки посвященного ему памятного знака. В январе 1991 года Ельцин в качестве председателя Верховного Совета РСФСР во время визита в Таллин подписал соглашение о признании Литвы, Латвии и Эстонии независимыми государствами. Глава инициативной группы Меэлис Кубитс заявил, что монумент или памятный знак установят за счет пожертвований.

Идея об увековечении памяти Ельцина вызвала в Эстонии живую общественную дискуссию. Вот точка зрения депутата эстонского парламента Владимира Вельмана, который критически относится к этой инициативе:

– Это частная инициатива. Любопытно, что некоторые из тех, кто сегодня у власти в Эстонии, не заинтересованы в том, чтобы памятник Ельцину был в Таллине установлен.

– Это может быть не памятник, а памятный знак. Все-таки без Ельцина путь Эстонии к независимости, видимо, был бы другим?

– Тут я с вами совершенно согласен. Роль Ельцина была весьма и весьма значительна. И если бы не его поездка в Таллин в свое время, если бы не последующие события в Беловежской пуще, то Эстонии было бы сложнее принимать окончательные решения о независимости. Здесь вопрос в другом: под тот договор, который он подписывал с Эстонией, можно было выторговать гораздо больше гарантий для местных русскоязычных жителей. Вот это меня и смущает.

— А кто входит в инициативную группу по увековечению памяти Ельцина?

– В основном эстонцы, технократы, бывшие госминистры. Инициатива идет от эстонских демократов периода начала 90-х годов.

– Чем закончится эта дискуссия? Известно, например, что президент Эстонии Ильвес выступил против этой идеи.

– Думаю, что эта инициатива будет развиваться. Со временем может немножко смягчиться позиция местных русскоязычных представителей. Потому что если сейчас появится памятная доска или бюст, как предполагается, недалеко от здания парламента, это будет место очередных политических спичей. Со временем и я, может быть, эту инициативу поддержал бы, но сейчас еще время не пришло. Сегодня эта тема, как и фигура Ельцина, в Эстонии немного двусмысленная, – считает Владимир Вельман.

А вот что сказал в интервью РС общественный деятель из Таллина, преподаватель университета и медиа-эксперт Виталий Белобровцев:

— Я поддерживаю идею увековечения памяти Борису Ельцину, потому что благодаря первому президенту России Эстоняи получила независимость без крови. Я помню август 1991 года и мысли, которые тогда пришли на ум: ну все, сейчас начнется..

— Почему эта инициатива разделила эстонское общество и, в частности, русскоязычное население Эстонии?

— Ну не все общество. С инициативой выступила группа представителей общественности, политиков, предпринимателей, деятелей культуры, среди которых — и русские, и эстонцы. Я лично не понимаю тех, кто против, однако тот факт, что идет дискуссия по этому поводу — вещь совершенно нормальная.

— То есть вы считаете, что в каком-то виде мемориал памяти Ельцина в Таллине будет открыт?

— Пока это спорный вопрос. Есть люди, которые на этот вопросе захотят заработать политический капитал. Некоторые эстонцы могут сказать: мы не хотим памятника Ельцину в Таллине, потому что он русский. Некоторые русские из Эстонии сожалеют о распаде СССР. Но я считаю, что памятник или памятный знак Ельцину в центре Таллина — это справедливо. Кстати, насколько мне известно, власти центрального района Таллина, где мог бы появиться памятник или памятный знак, эту идею поддержали, — сказал Виталий Белобровцев.

Российский Фонд первого президента России с интересом относится к идее увековечения в Эстонии памяти Бориса Ельцина, однако не будет принимать финансового участия в ее реализации, сообщил РС исполнительный директор фонда Александр Дроздов:

– Мы относимся, конечно же, положительно к такой инициативе. Идея не наша, мы узнали о ней, ну, конечно, не из газет, но только когда в Таллине была сформирована инициативная группа, когда сама идея уже была оформлена, и намерение получило некоторые организационные рамки.

– Ваш фонд как-то будет способствовать продвижению этой идеи?

– Как мы договорились с нашими партнерами в Эстонии, фонд не будет принимать участие в финансовом обеспечении этого проекта. Так свои принципы сформулировали сами авторы проекта в Эстонии. Но наше мнение по поводу того, где и в каком виде мог бы появиться этот памятный знак, наверное, будет учтено. Мы пока не имеем никаких конкретных предложений. В эстонском обществе идет обсуждение инициативы, высказываются разные мнения. Так что дождемся, когда это закончится. Но никоим образом в этот процесс вмешиваться не намерены.

– Вы наверняка следите за содержанием дискуссии. Какие чувства она у вас вызывает?

– Позитивные. Думаю, о чем-то в Эстонии договорятся.

– Известно, что в России пока установлен один памятник Ельцину – в Екатеринбурге. Есть какие-то другие подобные инициативы в одной из двух российских столиц?

– Ни о чем подобном не слышал. А вот что касается Пермской области, то в городе Березняки, где провел часть детства первый президент, 1 февраля мы установили на здании школы бронзовый барельеф, дающий информацию о том, что с 1945 по 1949 год Ельцин здесь учился.

– Я читал, что возникли какие-то проблемы с состоянием памятника в Екатеринбурге?

– Проблемы связаны только с сохранением и поддержанием самого материала, из которого памятник изготовлен, в уральской климатической среде. В Екатеринбург выезжали специалисты, химики, под надзором автора монумента провели необходимые процедуры. Это мрамор, который подвергается довольно сильному воздействию уральской погоды: дождь, снег и перепады температур. Памятник собран из нескольких элементов, и шовные соединения стали подвергаться коррозии. Сейчас их привели в порядок, и все выглядит абсолютно пристойно.