Ротшильду не удалось доказать, что он не кукловод

Как следует из материалов Высокого суда, Натаниель Ротшильд, потомок легендарной банкирской династии и друг всякого, кто имеет вес в мире финансов, бизнеса и политики — самый настоящий «кукловод». По крайней мере, что касается его отношений с бывшим комиссаром Евросоюза по торговле Питером Мендельсоном.

Судебное дело, которое Ротшильд затеял против газеты Daily Mail, он проиграл. Напомним, что банкир требовал от издания покрыть «фактические убытки», связанные со скандалом, разразившимся после появления ряда материалов о его совместной с мистером Мендельсоном поездке в Россию в январе 2005 года.

Ротшильд заявил, что в мае 2010 года он подвергся продолжительным и необоснованным нападкам со стороны Daily Mail. Его изобразили «кукловодом» и обвинили в том, что он свёл своего друга лорда Мендельсона и русского олигарха Олега Дерипаску, дабы облегчить прохождение многомиллионных сделок.

Всё началось с того, что после завершения Всемирного экономического форума Мендельсон и Ротшильд вылетели из Давоса в Москву на частном самолёте последнего, где встретились с «алюминиевым королём» Олегом Дерипаской. Затем, уже на частном самолёте Дерипаски, направились в Сибирь, в загородный дом российского миллиардера.

Для того чтобы как-то прийти в себя после долгого утомительного перелёта, вся честная компания отправилась в баню — где сильные мира сего хлестали друг друга берёзовыми вениками и окунались в ледяную воду. Как и полагается по русскому обычаю.
А немного ранее, во время остановки в Москве, в роскошном тосканском ресторане Cantinetta Antinori, по утверждению всё той же Daily Mail, Олег Дерипаска обедал с ключевыми фигурами американского алюминиевого гиганта Alcoa.

Речь шла о покупке двух алюминиевых заводов Дерипаски стоимостью 250 миллионов евро. Камнем преткновения для совершения этой сделки были тарифы Евросоюза на русский алюминий. А лорд Мендельсон занимал как раз в то время высокий пост европейского комиссара по внешней торговле (2004-2008 гг.; прим. mixednews). Сделка благополучно состоялась, тарифы были снижены, а Британия потеряла несколько сот рабочих мест.

Мистер Ротшильд настаивал, что поездка носила исключительно увеселительный характер. В ходе судебного процесса он требовал от газетного концерна Associated Newspapers признать — они никак не могут быть уверены, что Мендельсон присутствовал на вышеупомянутом обеде в Москве, и что речь там шла о тарифах на алюминий, и что сделка не была заключена ещё до визита Мендельсона и Ротшильда в Москву.

Однако судья тоже отказался признать это путешествие обычным развлечением толстосумов.
«Лорд Мендельсон, отправляясь в эту поездку, действительно не подозревал о том, что она будет носить отчасти деловой характер, тогда как мистер Дерипаска при знакомстве с европейским комиссаром по внешней торговле преследовал корыстный интерес» — сказано в судебном решении.

Судья не поверил, что Ротшильд и Мендельсон отправились в Россию как друзья, а не как партнёры, и счёл поведение Ротшильда «неподобающим». «Мистер Ротшильд не мог не понимать, что подобным образом он поставляет под удар честное имя и карьеру мистера Мендельсона», — сказал судья.

Рошильд заявил, что разочарован и намерен подать апелляцию. «Я не имею к этой сделке никакого отношения, она была заключена ещё до того, как мы с лордом Мендельсоном прибыли в Москву, — заявил он в своём обращении к суду. — Поездка лорда Мендельсона в Россию была в полном смысле слова увеселительной, и лорд Мендельсон получил официальное разрешение, перед тем как её предпринять».

Конечно, кукловоды не любят появляться на публике. Но когда пытаешься дергать слишком много ниточек одновременно, рано или поздно обязательно запутаешься.

И это был не первый раз, когда странная троица удостоилась пристального внимания прессы. Летом 2008 года, когда Дерипаска пришвартовал свою яхту неподалёку от родового гнезда Ротшильдов, они, в компании с Джорджем Осборном, оказались в ещё более запутанной и щекотливой ситуации.

То ли на яхте, то ли на вилле, но лорд Мендельсон, видимо, нелестно отозвался о Гордоне Брауне. Ротшильд, вероятно, высказал предположение, что Дерипаска мог быть заинтересован в том, чтобы сделать крупное пожертвование в пользу консерваторов. Эта история просочилась в прессу — последнее, чего хотели эти двое.

Если границы общения ведущих политиков, банкиров и бизнесменов размываются, а их работа и частная жизнь тесно переплетаются — хранить такие секреты долго не получается.

Представитель Daily Mail сказал: «Этот случай — напоминание. В то время, как нас постоянно критикуют за вторжение в частную жизнь, богатые и могущественные используют закон, чтобы избежать надзора за своей деятельностью. Если бы газета проиграла это дело, её издержки составили бы более миллиона фунтов».

«Не так уж много новостных изданий могут позволить себе такой риск. При исследовании доказательств по делу судья лорд Левенсон должен был найти равновесие между правом на тайну частной жизни и правом на свободу слова, и учесть то влияние, которое его решение может оказать на свободную прессу. Об этом нельзя забывать, вынося решения по подобным делам».