Кто и как спасает бомжей во время морозов

С началом нынешних морозов министр МЧС РФ Сергей Шойгупотребовал от всех спасателей срочно организовать питание и обогрев для бездомных.

И в эти же самые дни налоговая инспекция заблокировала счета благотворительной организации «Справедливая помощь», которая занимается как раз тем, о чём говорил министр, — спасает бомжей от гибели на морозе.

Может случиться с каждым?

К счастью, после вмешательства нашего рождающегося на глазах гражданского общества счета разблокировали. И опять ежедневно с 11.00 до 17.00 во двор на улице Пятницкой приходят сотни бездомных за спасительной чашкой супа и парой шерстяных носков.

У Максима был домик в далёком посёлке. Но его участок приглянулся местному богатею, который снёс мешавшую ему развалюху, на месте которой воздвиг свой коттедж. Обращение в местную администрацию и к участковому не только не помогло («Богатей их всех купил», — уверяет Максим), но оставило несчастного без паспорта. С тех пор он ночует по московским подъездам, хватается за любой приработок у частников, которые чаще всего недоплачивают даже маленькие обещанные деньги. От такой жизни здоровье у молодого, лет 35, мужчины подорвано. Первую помощь, медикаменты, зимнюю одежду — всё он получает у доктора Лизы, как зовут бездомные руководителя «Справедливой помощи» Елизавету Глинку.

Сергей потерял своё жильё, став жертвой махинации. Больше трёх лет кочует по Москве в поисках пропитания и случайного крова. Когда становится совсем плохо, последняя надежда на спасение здесь — у доктора Лизы. Вот и сейчас он показывает мне ношеные, но ещё целые тёплые ботинки, плотную куртку — эти вещи на Пятницкую приносят люди специально для тех, кому они могут спасти жизнь. «Ночую в подъездах, — признаётся Сергей. — Часто выгоняют. А бывает, вызывают милицию. Однажды обвинили меня в том, чего не совершал. Полгода отсидел в СИЗО по подозрению. Вышел с подорванным здоровьем. В больницы нас берут неохотно. Сломанное ребро у меня сращивалось «на ходу». Тех, кто уже не может ходить, доктор Лиза пристраивает-таки в стационары. Кое-кому везёт дней на 10 попасть в приют».

Доктор Лиза и четверо её сотрудников с помощью сотни добровольцев кому подыскивают временное пристанище, кому помогают вернуться домой. А ещё приходится отбиваться от жалоб соседей: не все хотят видеть возле дома небритых людей с отёчными лицами. «А ведь они такие же люди, как мы с вами, — говорит Е. Глинка. — Так же хотят тепла и заботы. Многие из них оступились и не знают, как вернуться к обычной жизни, кого-то кинули «чёрные риелторы». Такое может случиться с каждым».

Далеко вперёд они не заглядывают. Продержаться бы до оттепели…

А что же город?

«Если сравнить статистику по смертности от переохлаждения, то по сравнению с прошлыми зимами она снизилась практически в 2 раза, — рассказал Сергей Логунов, замруководителя Департамента соцзащиты населения Москвы. — Это заслуга в том числе и бригад мобильной службы «Социальный патруль». А нашим городским центрам соцзащиты есть что предложить. Здесь могут помочь и документы восстановить, и вернуться к родным, а кому-то удаётся даже квартиру вернуть, захваченную мошенниками. Если брать 2011 г., цифра, может, и не такая большая, но 5 человек реально смогли восстановить своё право на законное жилище».

«В конце концов, мы должны выбирать, кем будем — христианским государством с гуманистической позицией или варварами, — считает Михаил Москвин-Тарханов, депутат МГД. — Выбор однозначен, по-моему: кормить, лечить, помогать». И не мешать тем, кто это делает.