Куда уводят детство?

«Нынче в школе первый класс – вроде института…», – пела Алла Пугачева 35 лет назад. Жаль, не могла заглянуть Алла Борисовна в наши дни, когда тенденция «быть успешным любой ценой» проникла и в святая святых – дошкольное воспитание. Еще немного, и детские игры объявят пережитком.

Позавтракал? Теперь учись

Образовательные требования к детям превратились в проблему вселенского масштаба. Здравомыслящие педагоги бьют в колокола: подходы к дошкольному воспитанию нужно менять, иначе вырастет поколение академически образованной, зато уставшей от жизни, раздраженной, не способной к позитивному восприятию мира молодежи.

Нынешняя система детского образования предусматривает настолько объемную учебную нагрузку, что доводит детей до нервного перенапряжения. При этом взрослые искренне желают подрастающему поколению добра, ведь, по их мнению, чем образованнее человек, тем благополучнее сложится его жизнь. Многие родители, в том числе в нашей стране, будучи уверенными, что обучение школьным дисциплинам нужно начинать как можно раньше, тратят на него немалые деньги. Малышей записывают в детские садики, где система занятий напоминает школьную, то есть обучение идет с акцентом на тщательно подготовленные и спланированные уроки, четко поставленные учебные цели и задачи.

По традиционному распорядку дня, в украинских детсадах отводится полтора часа после завтрака на обучение детей старшего дошкольного возраста конкретным дисциплинам. Как правило, это происходит так: сидя за столами, ребята слушают и выполняют инструкции педагога. Например, заучивают стихотворение или фразы на иностранном языке, решают простенькие задачки. В то время, как дети должны резвиться, играть в прятки и догонялки, лазать по лесенкам, сооружать города из кубиков, возить игрушечные машинки, мастерить одежки для кукол… да мало ли важных детских занятий существует на свете? Взрослым же они нередко кажутся пустой тратой времени. Ведь, по широко распространенному мнению, педагоги в дошкольном учреждении должны сделать все возможное, чтобы юные выпускники успешно пошли по жизни дальше, а именно, сдали вступительные экзамены в престижную школу.

И результат достигается. Но какой ценой? Дни, часы и минуты, отведенные природой для формирования личности маленького человека, для его непосредственного знакомства с ярким и многогранным миром оказываются безвозвратно утраченными. Безвозвратно – потому что эмоционально оценочное отношение к окружающему миру и к себе формируется уже к 6–7 годам! Взрослые, даже хорошо помня собственные детские интересы и ощущения, зачастую считают их несущественным для дальнейшей жизни баловством. Наука стремится развеять это заблуждение.

Юные американцы под грузом знаний

Американские психологи встревожены тем, что Национальная ассоциация младшего дошкольного образования США – институт, разрабатывающий стандарты дошкольного обучения, пересмотрела подходы к организации образования младшей возрастной группы. Новые правила требуют от детей знаний по 58 разным темам в семи областях знаний, в частности, по математике и естественным наукам. Невероятная сложность задачи по практическому внедрению стандартов подталкивает многих педагогов к традиционным схемам обучения – лекциям и контрольным. Тем более, что уже 10 лет в Соединенных Штатах закон обязывает использовать в дошкольных учреждениях стандартные тесты по математике и чтению. Такому методу оценивания знаний не рады ни сами дети – 20–30 минут в день они должны тратить на занудную подготовку к прохождению тестов; ни педагоги – за несоблюдение закона им грозит штраф.

В то же время специалисты по развитию личности рекомендуют, чтобы дошкольники «просто играли», ведь игра – лучший способ развития ребенка и идеальный способ закладки фундамента хорошей успеваемости в средней и высшей школе. Об этом пишет авторитетный журнал Scientific American. На его страницах профессор психологии университета Калифорнии Элисон Гопник приводит такие аргументы: «Чем серьезнее и глубже проводимые нами исследования, тем четче мы осознаем, что дети дошкольного возраста просто не могут так же, как школьники, настраиваться на достижение поставленных целей и концентрировать внимание. Напротив, они поразительно адаптированы к приобретению знаний через окружающие их предметы и людей».

Результаты одного из экспериментов, проведенных психологом Лаурой Шульц из Массачусетского технологического института, понятны и очевидны. Двум группам детей продемонстрировали многофункциональную игрушку, способную, в частности, издавать писк. Первой группе взрослые подробно объяснили, как заставить игрушку пищать. Малыши из этой группы легко справлялись с поставленной задачей, но так и не узнали, что игрушка «умеет» многое другое. Участники второй группы не получили никаких инструкций, тем не менее, им удалось задействовать все без исключения функции.

Вывод психологов следующий: метод непосредственного, прямого, обучения подавляет врожденное детское любопытство и способность к обучению вообще. А благодаря игровым видам деятельности, как то беготня по кругу, бросание мелких предметов дети усваивают основы физики. Рисование, лепка, вырезание всяческих узоров из бумаги дают обладание навыками мелкой моторики; благодаря занятиям пением, совместным играм и активному общению с взрослыми, слушанию сказок ребята легко пополняют словарный запас, и для этого не требуется никаких инструкций! Игра полезна еще и тем, что это – импровизация, которая дает возможность пробовать новые концепции, находить взаимосвязи между происходящими событиями, придумывать собственные сценарии действий. Словом, игра заставляет (в хорошем смысле) мыслить и действовать.

Зато обращение педагога к детям с просьбой, а то и требованием выучить материал, к которому ребенок не готов физиологически, вызывает у него ощущение безысходности, невозможности контролировать ситуацию. А это, как утверждают невропатологи, «бьет по мозгам» буквально: возникает токсический стресс, наносящий удар по участку мозга, ответственному за память и способности к обучению. Усердная учеба малыша провоцирует и другие расстройства здоровья в будущем, вплоть до сердечно-сосудистых заболеваний и сахарного диабета.

Украинская школа: требуются грамотные первоклассники!

Украинские специалисты по психологии дошкольного возраста согласны с заокеанскими коллегами: не нужно отнимать у детей детство. Приоритет личностного развития ребенка в соответствии с его задатками, способностями, индивидуальными психическими и физическими особенностями, закреплен и в Законе «О дошкольном образовании», принятом в 2001 году. Нужно заметить, что ранее в украинской дошкольной педагогике тоже господствовало убеждение, что дошкольное образование должно иметь предметную направленность. Урочная система занятий прижилась в наших условиях десятки лет назад. А поскольку система образования – вещь довольно консервативная, реформы здесь идут туго.

Несмотря на то, что при новом законе выросли уже два поколения дошколят, новые учебно-воспитательные программы появились лишь недавно. Тем не менее, две такие есть. Прежде всего, государственная базовая программа с красноречивым названием «Я у Cвіті». Ею обязаны пользоваться в дошкольных учреждениях, независимо от того, является детсад государственным или частным. Вторая программа также одобрена Министерством образования и науки и может быть внедрена по выбору детского учреждения – это комплексная образовательная программа «Дитина в дошкільні роки», разработанная специалистами кафедры дошкольного и начального образования Запорожского областного института последипломного педагогического образования.

– Сейчас педагогам предоставлены широчайшие возможности моделировать образовательный процесс, – комментирует Ольга Байер, старший преподаватель кафедры, кандидат психологических наук, практический психолог с 20-летним опытом. – Главное, что от них требуется, – дать ребенку личностное развитие. А знания по предметам в необходимом объеме должны быть не самоцелью, а средством развития любознательности и положительной мотивации к обучению. Пусть малыш постигнет знания путем экспериментирования и творческой деятельности.

Правда, в детсадах продолжают использовать привычные, не столь комфортные для детей, зато проверенные временем методы. Перестройка дошкольного образования – процесс длительный и тернистый. Ведь детсады работают не сами по себе, они находятся под прессом требований, которые предъявляет социум и государство. Родители, повсеместно ощущая конкурентную среду, хотят, чтобы ребенка приняли в хорошую школу. Чтобы туда попасть, нужно пройти вводное тестирование: продемонстрировать свои умения читать, считать, общаться на иностранном языке. Словом, школа хочет получить в начальное звено «готового», обученного ребенка – так удобнее… Требования к будущим первоклассникам иногда явно завышены, ведь программа обычной общеобразовательной школы не предусматривает таких знаний ребенка к началу его обучения в школе.

Психологическое давление на детей, навязывание не свойственной возрасту учебной деятельности порождают отрицательный результат. Пару лет назад, когда дошкольные психологи провели тестирование на предмет готовности ребят к школе, 64% выпускников детсадов Запорожья, участвовавших в тестировании, заявили, что в школу идти не хотят и чувствуют отчуждение к взрослым! Как с таким настроением учиться дальше?

Лепим пирожки – изучаем математику

Словом, прогрессивные педагоги-«дошкольники» решительно настроены на то, чтобы вернуть игру в детские сады в полной мере и в новом качестве – как метод ненавязчивого образования.

– Технологий здесь – море, – продолжает Ольга Байер. – Одна из них – обучение с помощью детского экспериментирования. Можно экспериментировать с красками и заново изобретать зеленый цвет из желтого и синего; изучать свойства воздуха, экспериментируя с водой, грунтом, пенопластом и т. д.; рассчитывать количество муки, яиц, других ингредиентов по рецепту, чтобы накормить пирожками определенное количество человек. Вместо того, чтобы выполнять скучноватые математические действия, ребята вместе с воспитателем замешивают тесто, лепят пирожки, а потом угощают ими друг друга. Математика из процесса никуда не делась, но сколько творческой радости получили малыши, попробовав сделать что-то своими руками, сколько информации о новых для себя предметах получили!

Замечательно, что в нашей стране есть специалисты высшей категории, готовые делиться наработками с коллегами. Так, вызывают большой интерес книжки и авторские семинары по организации игры Николая Шутя, кандидата психологических наук, доцента кафедры эстетического воспитания Харьковского национального педагогического университета им. Сковороды. Николай Николаевич, обучивший много игромастеров (оказывается, существует и такая специальность), предлагает массу методов, которые можно применить в наших, как правило, переполненных детсадах. Вот простейший пример: если в группе аж 30 человек и они бросают мяч по кругу, есть смысл дать детям четыре мяча одновременно – игра пойдет гораздо веселее.

Во многих детсадах инновационные технологии уже уверенно внедряют. Думается, что и родители со временем оценят такой подход. А если возникнет спрос, можно рассчитывать на то, что учреждений, более дружественных к детям, станет больше – как частных, так и государственных.

Советы родителям

Обычные дошкольные учреждения сейчас переполнены, поэтому родителям, не имеющим возможности сдать чадо в элитный детсад, особо выбирать не приходится. Тем не менее, есть смысл прислушаться к советам дошкольного психолога.

– Если вы живете в большом городе, выбирайте детский сад поближе к дому, чтобы ребенок не получал лишний стресс, добираясь туда и обратно.

– Нужно различать дошкольные учебные учреждения, которые работают по государственной комплексной программе, включающей задачи развития, воспитания, обучения и отдых, и детские образовательные центры, задача которых – подготовить подопечных к поступлению в школу.

– Поинтересуйтесь образовательной программой детского сада. Хорошо, когда в программу включен художественно-эстетический цикл занятий – хореография, музыка, пение, рисование. Обратите внимание, есть ли в детсаду развивающие игрушки, даже самые простые – кубики, пирамидки, кольца, и всяческие конструкторы. Преобладание мягких игрушек в образе животных странного вида – не лучший вариант для ребят.

– В идеале, у каждого воспитанника должна быть своя маленькая территория, пространство, где ребенок чувствует себя хозяином и может играть, как ему заблагорассудится: строить замки из кубиков, рукодельничать. Это один из принципов, которые отстаивала Мария Монтессори, видный педагог XX века, создавшая направление в дошкольной педагогике, которое ориентировано на сенсорное развитие, индивидуальный подход к ребенку. Отсюда название – «коврики Монтессори».

– Лично познакомьтесь с воспитателями, работающими в группе, в которую направляют вашего ребенка. Если чувствуете, что с этими людьми вам психологически комфортно, больше шансов, что рядом с воспитателями будет так же хорошо вашему малышу.

– На первых порах не оставляйте ребенка в детсаду на целый день и не уходите домой сразу же, как «сдали» его воспитателям. Он впервые попал из уютного маленького мира семьи в большой мир и не должен чувствовать себя брошенным. Побудьте час – другой рядом с детьми, заодно и прочувствуете атмосферу детского учреждения. Возможно, даже придется взять небольшой отпуск на работе, но результат того стоит.