В Италии завершился «Асбестовый процесс»

В Италии завершился так называемый «Асбестовый процесс» — громкое дело, по которому в качестве обвиняемых проходили швейцарский миллиардер и бельгийский барон. В 80-е их бизнес — асбестовый завод — называли экономическим чудом, но очень скоро от этого «чуда» стали умирать люди. На сегодняшний день в списке жертв асбестовой пыли уже более двух тысяч человек.

По 16 лет обоим обвиняемым. Прокуратура просила 20, но для дела, которое даже в Швейцарии за давностью лет рассматривать отказались, – это большая победа. Владельцы промышленной группы Eternit виновны по двум статьям – нанесение экологического вреда природе и пренебрежение мерами безопасности.

«Мало, но пусть хоть так. А кто посчитает, какой срок нужно дать людям, которые убили тысячи человек?», — задается вопросом один из пострадавших.

Прямого обвинения в убийствах в деле не было, но родственники тех, кто в 80-х годах работал на асбестовом заводе в городке Казале под Турином, уверены, что швейцарский миллиардер Стефан Шмидейни и бельгийский барон Жан Луи де Картье годами убивали людей.

Таких процессов в Италии не было. Для оглашения вердикта Турин открыл три самых больших в стране судебных зала. В списке погибших от контакта с абсестом – 2191 человек, 600 заболевших, 6400 – просят возмещения убытков по гражданским искам.

Вряд ли обвиняемые когда-нибудь выйдут на свободу: швейцарцу – 64, барону Картье – 89. И вряд ли они узнают, сколько человек еще умрет от рака в ближайшие годы.

«Мы называем это пылью, «пылью Казале», пыль в легких», — говорит Никола Пондрано, бывшая сотрудница компании Eternit.

Мезотелиома – так онкологии называют эту смертельную пыль. Считается, это редкое заболевание. Но в маленьком городке Казале совсем другая статистика. Здесь почти в каждой семье уже кто-то умер. Среди них не только рабочие – люди, которые вообще никогда не бывали на заводе.

Мезотелеома – особенный рак, скрытый этап болезни после контакта с асбестом – до 50 лет. Некоторые из тех, кто работал на заводе до его закрытия в 86-м, только встали на учет, но асбестовые волокна вдыхали все: те, кто жил в зданиях, построенных с использованием этих минералов, те, кто эти здания после введения запрета от асбеста очищал.

Как считают онкологи окончательный и полный список жертв по этому делу можно будет составить лишь к 2020 году.

«Жители очень боятся заболеть», — констатирует врач-онколог Даниэла де Джованни.

Крупнейший в Европе завод по производству асбеста когда-то совершил в Казале экономическое чудо. Даже спустя 30 лет после закрытия производства здесь не могут избавиться от его последствий – город продолжают чистить и исследовать.