«Gazeta Wyborcza»: крадут как никогда

Какие назрели у россиян (тем более, материально обеспеченных, принадлежащих к столичному среднему классу) претензии к Владимиру Путину, чтобы собираться на Болотной площади и скандировать на морозе «Вон»?

Ведь под его руководством, продолжающимся уже 12 лет, как говаривал Сталин, отменив в 30-е годы карточки на хлеб, «жить стало лучше, жить стало веселей»…

Десять лет назад работнику московской компании, у которой хорошо шли дела, для покупки компьютера приходилось откладывать зарплату за целый год. Сейчас за один месяц он может заработать на два неплохих планшета. Ищущий работу выпускник вуза на предложение зарплаты в 50 тысяч рублей в месяц оскорбится и хлопнет дверью. По разным данным в этом году каждый 20-й москвич купит себе новый автомобиль, а каждый 10-й проведет отпуск за границей…

Москва, бунтующая сейчас против Путина, стала при нем фантастически богатой. Эксперты подсчитали, что в столице ВВП на душу населения составляет 40 тысяч долларов. Это в четыре раза больше, чем в среднем по регионам Российской Федерации. На улицах Москвы полно дорогих машин, рестораны – даже самые дорогие – всегда битком набиты, в каждом вагоне метро в час-пик едет как минимум несколько женщин в шикарных шубах (морозы у нас сейчас стоят сибирские).

И подобные успешные люди на прошлой неделе платили по 12 тысяч рублей за угги из Новой Зеландии – сапоги, в которых, когда они будут скандировать на Болотной площади «Россия без Путина!», у них не будут мерзнуть ноги.

В провинции же, где основным, а часто и единственным источником информации о мире служит государственное телевидение, люди не могут представить себе жизни без Путина и говорят, что Москва «взбесилась от переизбытка жира, которым она обросла» — т.е. «кому-то и манна небесная поперек горла».

Бунтующие жители столицы черпают информацию о мире не только из вечерних рассказов первого или второго телеканалов, которые уже 12 лет воспевают достижения «лидера нации». У них есть интернет, они ездят за границу. И они чувствуют себя, скорее, постоянно обкрадываемыми, чем одаренными нынешним премьером.

12 лет назад в стране появилось почти 4 тысячи километров новых дорог, на что государство потратило 37 млрд рублей. В 2010 году появилось еще 1,6 тысяч километров, но стоило это уже 440 млрд рублей: в два раза меньше, но в 12 раз дороже. Строительство километра автострады в России обходится сейчас в три раза дороже, чем в Германии и в четыре раза дороже, чем в Китае.

Известный эксперт Вячеслав Иноземцев рассказывал мне, что он анализировал смету строительства новой взлетно-посадочной полосы в аэропорте Иркутска, из этих цифр черным по белому следовало, что на бумаге было использовано такое количество цемента, которого бы хватило на семиметровый, а не сорокасантиметровый слой бетона, который появился там в реальности. «Украли 6,5 метров, а государство за это заплатило. В Европе построить аэропорт стоит 800 млн долларов, а у нас — не меньше 4 млрд, ведь чтобы построить на рубль, нужно украсть четыре», — рассказывал Иноземцев.

Для этой страны, казалось бы, ничего нового. Еще 200 лет назад историк Николай Карамзин, которого попросили во Франции описать в двух словах ситуацию в России ответил одним: «Крадут». Сейчас ему понадобилось бы три слова: «Крадут как никогда». Сам Дмитрий Медведев считает, что в год на одних только госзакупках чиновники крадут триллион рублей, т.е. 34 млрд долларов, а по подсчетам экспертов фонда ИНДЕМ, обороты «коррупционного рынка» сопоставимы с объемом государственного бюджета.

Такие порядки больно бьют и по, казалось бы, хорошо устроенным москвичам. За 12 лет пребывания у власти «лидера нации» лишь 4 процента из них переехало в новые квартиры. Даже те, кто неплохо зарабатывает, просто не могут позволить себе подобную роскошь. В столице за 60-метровую квартиру пришлось бы сейчас отдать эквивалент средней московской зарплаты за 25 лет. При этом в жилищном строительстве тоже работает принцип «построить на рубль, украсть четыре».

Молодые, образованные, знакомые с миром москвичи выходят на улицы, потому что они не хотят, чтобы так продолжалось следующие 6, а, может, и 12 лет, если Путин захочет остаться у власти еще на два президентских срока. Он является для них гарантом не стабильности, как пытается убедить их телевизор, а консервирования тормозящей развитие страны коррупции.