Манипуляции манипуляторов

«Можно обманывать часть народа все время, и весь народ некоторое время, но нельзя обманывать весь народ все время.» А.Линкольн Искреннее возмущение одних вместе с искренним удовлетворением других комментаторов ссылкой в предыдущем тексте на «Список Игоря Панарина» из 20 Главных Злодеев, Получающих 30 сребреников, оказалось показательным. Я, безусловно, прошу прощения, что не стал ничего объяснять — но вот теперь есть смысл и в объяснении.

После 4 февраля я высказался в том ключе, что митинг на Поклонной является крупной ошибкой власти, которая усугубляет раскол общества. За что был удостоен ведром помоев (2 шт.) в блоге господина Вершинина [info]putnik1 с воплем — «Раскола нет! И быть не могет! Народ-богоносец в едином порыве сплотился вокруг Отца Нации! Сотни тысяч, выходящих на площадь, уверенно перехватывают …» Ну, и так далее — вместе с рассказом о творческих коллективах-пропагандистах в тюрбанах. «Так далее» меня не интересует — я как-то сказал, что собачий перелай мне неинтересен. Но вот идею отсутствия раскола поддержало неслабое количество людей, считающих, что его нет. «Ты суслика видишь? И я не вижу. А он есть!» ©

А теперь от лирики к конкретике. Дарья Митина [info]kolobok1973, с чьим мнением я не всегда и далеко не всегда согласен, но которую зело уважаю за ум и умение творчески подать любую сложную мысль, бесконечно права бесконечно говоря о том, что отечественные выборы а ля рюс — это миф. Если в суперсовременную машину по производству сливок залить говно, то даже при скрупулёзном соблюдении техпроцесса на выходе мы не получим сливки. А его же. Однако она слишком оптимистична. Ситуация на самом деле гораздо хуже. И объёмнее.

Кризис реально и вполне зримо присутствует в мире. Мудрая политики встраивания в Пакс Американа молодой 20-летней России в качестве колонии привела к тому, что кризис не менее реально присутствует и у нас. Кормовая база номенклатуры существенно сокращается. При этом расплодившаяся в тучные годы номенклатура и её челядь вынуждены решать вопрос, который уже уверенно решают ливийцы в условиях дезинтеграции Джамахирии — сокращение своего поголовья. Тощий Боливар и одного тащит с трудом — куда уж там всю толпу дармоедов.

Вопрос перераспределения бюджетных потоков, как кормовой базы, выходит на первый план. Спасти всех и обеспечить прежний уровень грабежа невозможно. Все хотят, как Дерипаска, получать и спасительную помощь из бюджета, и полторы сотни миллиардов дивидендов за год — но не у всех это получится. Именно поэтому «оранжевая революция» стала реальностью еще полгода назад — аж никак не 4 декабря. Известные блогеры уже полгода как сообщили, что всё решится после 4 марта — и выборы их не волнуют. Создание Путиным ОНФ прошло под недоуменные вопросы — «А чего это такое?» — но фронт, как известно, создается исключительно в военное время и для боевых действий. И никак иначе. И ответ на вопрос — с кем воевать — сегодня вполне очевиден.

Одна часть номенклатуры и олигархии, идущая под нож событий, объективно нуждается в смене власти, вторая часть — в удержании власти. Честные выборы, свободу политзаключенным, Чурова долой и долой Путина — это для пингвинов. Для солидных людей — солидные денежные потоки и солидные кабинеты.

Однако есть закавыка — любой переворот необходимо легитимизировать в общественном сознании. Мягкий, жесткий — неважно. Просто потому, что иначе скудеющие ресурсы придется тратить на чрезвычайные меры по поддержанию нового порядка. Дешевле обмануть. Скажем толерантнее — убедить. Именно поэтому две клики — захватывающие и удерживающие власть — объективно должны мобилизовать своих сторонников для обоснования своих претензий. Всех сторонников — во власти, в структурах, на улице. И вот здесь кроется опасность — пожалуй, главная. Мы уже проходили это в конце 80 — и вновь входим в тот же самый процесс сегодня.

Каждая из рвущихся к власти клик вынуждена решать тактическую задачу — обосновать свои претензии на власть и обрушить аргументы противника. Начинается тупое бодание — стратегия прямых действий и столкновений в лоб становится превалирующей.

Вы вывели 40 тысяч на Болотную? А мы вывели 100 — на Поклонную. Вы хакнули почту Потупчик и опубликовали список прокремлевских проплаченных вражин? Мы нарисуем «список Панарина» (достоверность незаконно полученных путем взлома почты и высосанных из пальца грантополучателей примерно одинакова — но кого это волнует?). Вы креативите с очередным Большим Белым Кольцом? А мы идем на Манежную числом в 200 тысяч голов! И мэрия Москвы, которая блеет о том, что-де кто-то там помешает горожанам, не понимает важности политмомента — и уже мэр Москвы объявляется отступником. Каспаров публикует перечень готовящихся акций «белоленточников» — список креативных флешмобов, народных гуляний и «Голубых огоньков» во имя свободы — и я уверен, что власть, крякнув, проведет масленицу и концерт тружеников села — благо Бабкина доверенное лицо Сами Знаете Кого…

Брошенные камни создают круги по воде, в процесс вовлекаются все новые и новые люди — борьба всегда увлекает и завораживает. Психоз нарастает. В интернетах, в СМИ, на улицах как и в 80, сталкиваются борцы за новое светлое будущее и острожные опасающиеся за хоть какое-то настоящее. Происходит то, что привело к крушению Советский Союз — делегитимизация любой власти вообще. Происходит поляризация общества. Происходит его раскол.

И власть, и «оранжевые» решают одну и ту же тактическую задачу — однако они гарантировано проигрывают стратегически. «Чума на оба ваших дома», — вот, собственно, к чему идет в итоге весь процесс. И в этом смысле я совершенно согласен с Дарьей Митиной — выборы в таких условиях объективно уже ничего не решают. Все будет решать — насколько в процессе борьбы рухнет легитимность власти вообще — успеют борцы перейти критическую черту или нет. Правда, я в отличие от Дарьи, наивный романтик и все равно пойду на выборы — а вдруг!

В таких условиях для тех, кого не устраивает гражданское противостояние, есть две задачи — тактическая и стратегическая. Тактика заключается в том, что нельзя делать то, чего от тебя ожидает противник — а обе воюющие стороны объективно являются противниками России и народа, вгоняя нас в очередной апокалипсис. Если от вас ждут и требуют поддержки одной из сторон — не нужно поддерживать никого. Не нужно ходить ни на Кольцо, ни на Манеж. Чем меньше их всех будет — тем менее значительными они будут выглядеть. Это не означает отстранения от событий — но играть с шулерами их картами — гарантировано уйти без трусов.

Стратегическая задача остается прежней — любая власть, пришедшая после событий этой весны, объективно будет такой же антинародной, как и нынешняя. Она точно так же будет представлять интересы номенклатуры и олигархов — просто, возможно, уполовиненного состава от нынешнего. Поэтому проблема создания организационной структуры, способной выдвинуть иную идею, чем грабеж страны, и способную привести эту идею во власть — она остается. Другого способа ликвидировать либеральный эксперимент в нашей стране не существует. А произойдет ли это путем революции или более мирным путем — это на самом деле, опять тактический вопрос. Вопрос текущего момента. Без такой структуры об этом моменте можно только мечтать. Не более того.

ПС. Я, правда, читал, что «оранжевая революция» — это такая хитрая комбинация сумрачного гения Суркова. Дабы создать иллюзию борьбы и привести к власти Сами Знаете Кого всего в белом. Не соглашусь. Столь ювелирные и масштабные одновременно манипуляции невозможны — несмотря на всю гениальность рекомого персонажа.

У любезного моему сердцу писателя-философа Глена Кука есть цикл «Черная Гвардия» о добром десятке книг. Суть цикла — некая богиня, решив искоренить Зло, создала спецотряд по искоренению — Черную Гвардию. Ну, и много других таких же. Причем сама богиня была, мягко говоря, бесконечно далека от доброты — Зло подлежало искоренить еще большим злом. Она манипулировала спецотрядом, не вмешиваясь прямо в его дела. Им манипулировали все прочие более мелкие злодеи — волшебники, властители и прочие сильные мира того. В конечном итоге Черная Гвардия искоренила манипуляторов — всех. Под корень. Включая и богиню.

Вывод простой — см. эпиграф

ППС. Кстати. На вопрос — а где в этой конструкции Госдеп — ответ не менее прост. Госдеп в Вашингтоне. А хтонический песец мы устраиваем сами. Традиционно — сами себе. «Наша свара потешит Мордор», — но кто ж читает умных людей? ЖЖ рулит!