Россия и Европа: неделя о блудном сыне

Проповедь иерея Сергия Карамышева в неделю блудного сына …

Пришедши в себя, сказал…

Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: Отче! Я согрешил против неба и пред тобою… /Лк. 15, 17-18/.

В сегодняшней евангельской притче рассказывалось, как младший сын, тяготясь строгой, но справедливой, опекой своего отца, выпросил принадлежавшую ему по праву наследства часть имения; ушел с этим отцовским богатством «на страну далече» и расточил его, «живя блудно». Потом в той стране случился голод, и бедняга нанялся к одному из чужестранцев пасти свиней. Он желал от нестерпимого голода наполнить чрево кормом, предназначенным для животных, но и этого ему не позволяли сделать.

Перед нами притча, иносказание. Под отцом здесь разумеется Господь Бог, а под младшим сыном — душа человеческая, обольщенная прелестями мiра сего и отпавшая от своего Создателя и Благодетеля. Указанное отпадение знакомо в какой-то мере всякому христианину. У кого-то оно продолжается десятилетия, у кого-то — годы, у кого-то — часы, а у кого-то — считанные секунды, ибо святые люди почитают отпадением от Бога всякое суетное блуждание мыслей. Так что никто не говори: эта притча не про меня. Всякая душа получает от Бога многие дарования: жизнь, родителей, веру, добрые качества души, разум, телесную крепость, различные таланты и способности. Свое у нас — это грехи, а все хорошее — от Бога. Поэтому желание младшего сына назвать часть отцовского имения своим обнаруживает в его сердце неправомыслие, зависть и гордость. Таковым был и путь падения Денницы: он стал почитать божественную славу, которая его окружала, своим достоянием, и через это стал диаволом.

Итак, в начале всякого отпадения от Бога лежит гордость души. Вслед за нею, как за великой змеей, вползают прочие, более мелкие, змеи страстей, присасываются к душе человека и истощают ее. Она очень быстро нищает, опустошается и начинает истаевать от духовного голода. Возвышенные стремления глохнут, душа опускается и начинает пресмыкаться по земле, т.е. вести чисто биологическое, скотское, существование.

Основываясь на святоотеческом опыте, мы вкратце изъяснили общий смысл первой половины притчи в применении ее к каждому отдельно взятому христианину. Однако она столь же хорошо применима и к целому народу, в особенности к нам сегодня.

Православный Русский народ, предводимый от Бога поставленными вождями: Божиими Помазанниками и архиереями, путем напряженных трудов, скорбей и борений, отстоял свою свободу и создал мощную государственность. Под приветливой ее сенью укрылись многие малые народы, благодаря чему сохранили свою самобытность.

Наши предки имели смиренное о себе мнение. Землю свою они называли Святой Русью. Святость — достояние Божества. Это значит, что землю свою они разумели Божией собственностью. Называли наши предки Русь домом Пресвятой Богородицы, а себя слугами в этом доме. На вопрос: что с тобой будет? Отвечали: «На то воля Божия да Государева».

Не так отвечали жители Западной Европы, некогда, в древности, также сиявшей Православием. Они на протяжении столетий все дальше отпадали от Бога своей гордостью. Потому, как у евангельского младшего сына, у них не замедлили явиться стремления к своеволию, как в вопросах церковных, так и в государственных. С горы идти легче, чем в гору, и они резво побежали с горы богопознания в страну познания материального мiра, игриво насвистывая веселые песенки. Но ниже этой страны, кишащей змеями чувственных страстей, лежит только адская бездна. И мiр, влекомый так называемыми передовыми странами, теперь медленно в нее погружается.

Когда Русское Царство уверенно утвердилось на просторах Европы и Азии, постепенно стало вызревать в нашем народе греховное стремление — как и у всякого блудного сына — назвать Божие достояние своим и жить по своей воле. Прежде русские люди понимали главным образом обязанности, священный долг перед Богом и Царем. Теперь же начались поползновения в сторону прав и привилегий. На этих стремлениях, как на дрожжах, разбухло чудовище гордыни сначала в дворянском сословии. За ним потянулись прочие.

Глядя сквозь туман собственного умопомрачения, как веселится безпечная Европа, стали некоторые помышлять: и что мы все штурмуем эту гору? Ей конца и края не видно. Вот живут же люди в спокойных долинах. И мы могли бы жить также. Побежали наиболее малодушные из Русских в смрадные долины и «завязли в грязи западной по уши», как выразился свт. Феофан Затворник. Сначала единицы, потом сотни, тысячи, и вот уже миллионы русских людей понеслись вниз с горы, чтобы разбиться насмерть. Имея мысли в долинах, кишащих материальными благами, подходили к Богу и Царю с ясно читаемым в глазах требованием: «дай мне следующую мне часть имения». И давали русские Цари все большие права все большему числу подданных, сами изнемогая под тяжестью царского венца, уже почти никем не поддерживаемые, терпя поношения и клевету за свою доброту от многочисленных иуд и хамов.

И вот младшие сыны Русского народа, предводимые интернациональной бандой, часть свободы и имения получают от Царя, другую часть забирают силой, убив Царя. Что же дальше? Все та же знакомая картина: расточил Русский народ все отцовское имение, живя распутно, гоняясь за призраками материальных благ, и вот теперь нанимается к иноплеменникам пасти свиней и питается отходами, которые ему пренебрежительно кидают: материальными и информационными.

Подобное явление, конечно, не впервые совершается в человеческой истории, но впервые в таком грандиозном масштабе и с такими ужасающими подробностями. Пророк Божий Иеремия 2600 лет назад оплакивал гибель царства Иудейского, которая постигла последнее за те же преступления — попрание Божиих законов и чужебесие /следование нечестивым обычаям безбожных народов/.

«Вспомни, Господи, что над нами совершилось; призри и посмотри на поругание наше. Наследие наше перешло к чужим, домы наши — к иноплеменным; мы остались сиротами, без отца; матери наши — как вдовы. Воду свою пьем за серебро, дрова наши достаются нам за деньги… Протягиваем руку к Египтянам, к Ассириянам, чтобы насытиться хлебом. Отцы наши грешили: их уже нет, а мы несем наказание за беззакония их. Рабы господствуют над нами, и некому избавить от руки их… Упал венец с головы нашей; горе нам, что мы согрешили! От сего то изнывает сердце наше; от сего померкли глаза наши… Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся; обнови дни наши, как древле. Неужели Ты совсем отверг нас, прогневался на нас безмерно?» /Плач. 5/.

В начертанной пророком Иеремией картине нашим дням не хватает только страшного разврата, подлейшего лицемерия, моря лжи и злобы; преступной человеконенавистнической идеологии, подспудно насаждаемой массовому сознанию. Телевидение и прочие средства массовой информации — эти мировые отстойники общечеловеческой грязи — льют свою зловонную жижу в отверстые посредством зрения и слуха двери наших душ. Зловонная жижа струится по нашим квартирам и домам, льется потоками по городам и весям. На их улицах отовсюду нагло прет в глаза реклама табака, спиртных напитков, пищи и скотских удовольствий. От обилия изображений обнаженных тел заведения, торгующие печатной продукцией, напоминают мясные лавки, предлагающие в богатом ассортименте человеческое мясо. На эстраде редко увидишь что-нибудь иное, кроме обезьяньих ужимок; редко услышишь что-нибудь иное, кроме скотских завываний. Сколько можно терпеть это скотство, сколько можно спокойно поглощать душой это информационное пойло, рассчитанное на свиней?! Неужели истинно православный, а не по названию только, когда-нибудь согласится с постоянно внушаемой ему извне мыслью, что человек рождается на свет лишь для того, чтобы есть, пить, курить, удовлетворять свою похоть, кривляться под шаманские завывания нынешних мракобесов, играть в идиотские теле- и компьютерные игры, оставить после себя чахлое полудебильное потомство, а самому стать пищей могильных червей?

Если вы с этим не согласны, выходите из страны духовного изгнания, смойте с себя ее грязь, растопчите без пощады худшую часть своей души, ту, в которой гнездятся: безбожие, безсовестность, гордость и неразлучные от них скотские поползновения. Тогда лучшая часть души понесет вас точно на легких крыльях к вершинам богопознания. А стоит вам самим приобщиться благодати Отца Небесного, не останется неизменной и окружающая вас обстановка. Освящайте свои души, и ваше земное отечество вновь, как древле, сочетается с небесным, и явится омытая слезами покаяния Святая Русь.

Начните каждый не только со своей души, но и со своего жилища: сжигайте без пощады безбожные и развратные книги, порнографию и гороскопы; уничтожайте безбожные и развратные аудио- и видеокассеты, диски и все тому подобное. Разбивайте без сожаления изваяния знаменитых безбожников. Место всей этой нечисти — в геенне огненной. Ибо Господь Сам говорит в Св. Евангелии: «Пошлет Сын Человеческий Ангелов своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие; и ввергнут их в печь огненную, там будет плач и скрежет зубов». /Мф. 13, 41-42/. Не хотите, чтобы имеющиеся в вашем распоряжении соблазны увлекли вас в геенну, сами уничтожьте их. Не смотрите на их призрачную ценность; подражайте в этом деле обращенным ап. Павлом от чернокнижия, т.е. магических, колдовских книг, жителям г. Эфеса, которые, как повествует книга Деяний св. Апостолов, «собрав книги свои, сожгли пред всеми, и сложили цены их, и оказалось их на 50 тыс. драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне» /Деян. 19, 19-20/. Названная сумма соответствует 10-ти тысячам русских царских рублей.

Избавляйтесь от ползущего во все щели информационного зловония. Оградите холодным презрением места тиражирования порока — и они захиреют, из славных сделаются ничтожными. Называйте эти места заслуженными именами. Назовите киоск, обвешанный порнографией, помойкой или сточной канавой. Назовите точку по продаже самогона и разведенного спирта свиным хлевом — и достаточно на первое время. Само имя будет заключать в себе приговор и проклятие. А то, что проклинается каждый день по тысяче раз, не может устоять.

Будем подражать евангельскому блудному сыну в его покаянии, раз уж сумели подражать ему в грехе. Блудный же сын, «пришедши в себя, сказал… Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил на небо и пред тобою…» /Лк.15, 17-18/. Не стал он ждать и колебаться, ибо нечего ему было терять в далекой стране греха. Что можно было, он все уже потерял: богатство, невинность, честь. Осталась одна только жизнь. И потек он от великой душевной туги в дом отца своего, пал ему в ноги со слезами и сказал: «Отче! Я согрешил на небо и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. Прими меня в число наемников твоих.» Как в начале отпадения была гордость, так в начале обращения лежит смирение. Будем подражать в этом драгоценнейшем качестве блудному сыну, ибо « Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Притч. 3, 34). И милосердный отец простил ему все, радуясь пробудившейся сыновней любви, потому что нет для родительского сердца ничего ее драгоценнее. Он распорядился устроить пир, ибо говорил «Сын мой сей был мертв и ожил; погибал и нашелся».

Поистине мертв душой всяк возлюбивший страну греха и поправший любовь Отчую. Но придите в себя, очнитесь, теките к Небесному Отцу, припадите к Нему со слезами, исповедуя грехи свои без всяких лукавых самооправданий. И не смущайтесь. Никого Небесный Отец еще не отталкивал. Аминь.

Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии