Красный командир Василий Чапаев не мог ездить верхом?

125 лет назад, 9 февраля 1887 г., в деревне Будайка Чебоксарского уезда Казанской губернии родился шестой Чапаев

Спустя 32 года он станет первым, а затем и вовсе единственным. Легендарным героем Гражданской войны. И анекдотов.

Шестым Чапаевым Василий Иванович оказался вполне естественно — в семье уже было пять старших братьев и сестёр. Отец же, Иван Степанович, Чапаевым может быть назван условно. Записанный при крещении Гавриловым, он унаследовал прозвище Чапай, или, вернее, Чепай, от своего отца. А тот заработал его самостоятельно. Будучи старшим в артели грузчиков, дед будущего начдива подгонял работников криком: «Чепай, чепай!» Экзотическое, по мнению многих, слово значило всего лишь «цепай», то есть «бери». Какими криками подбадривал своих бойцов его внук — бог весть. Надо полагать, задорными, иначе славный путь 25-й стрелковой дивизии оказался бы коротким и не славным.

В начале XX в. произошло два равных по силе воздействия на умы современников события, связанных с трагедиями на водных просторах. Погибший в 1912 г. лайнер «Титаник» тонул долго и красиво и увлёк за собой в пучину 1522 человека. Спустя 7 лет, в 1919 г., в реке Урал утонул всего один человек. Зато Чапаев! Резонанс событий вполне сопоставим — по мотивам того и другого происшествия созданы книги, фильмы, песни, компьютерные игры и целая корзинка легенд.

Начдив-кентавр?

Мы так к ним привыкли, что Чапаева, хоть чуть-чуть отличающегося от образа, созданного актёром Борисом Бабочкиным, уже не представляем. Всегда с шашкой наголо и со штабными картами театра военных действий в виде варёных картошек. Всегда на лихом коне, без которого Чапаев уже вроде и не Чапаев вовсе. Короче, «красный кентавр».

Кое-какие основания для подобных легенд были. Во всяком случае, Александр Беляков, в будущем штурман Чкалова и генерал-лейтенант авиации, так вспоминал свою первую встречу с Чапаевым: «Вон, вон он! Впереди, на иноходце, видишь?» Я видел, что Чапаев, скачущий быстрее всех, буквально врос в коня. Таким он и остался навсегда в моей памяти — бесстрашно летящим навстречу врагу».

В те дни Чапаев действительно вынужден был ездить верхом. И именно на иноходце. Дело в том, что начдив ещё на германском фронте получил серьёзное ранение в область бедра, поэтому на обычных коней садиться избегал. Плавный аллюр иноходца ещё подходил, но предпочтительнее всего был автомобиль. Так что Чапаев чуть ли не первым из красных командиров пересел на машину. Американский «Стевер» сначала начдиву понравился, но показался тряским. Его сменил ярко-красный шикарный «Паккард», что, конечно, было весьма гламурно, но для боевых действий в условиях степи подходило слабо. Поэтому при Чапаеве всегда дежурили два «Форда», запросто выжимающие до 70 вёрст в час по бездорожью и практически неубиваемые. Когда в силу разных причин не дежурили, начдив бушевал: «Товарищ Хвесин! Я буду жаловаться на вас в ЦИК! Вы приказ мне даёте и требуете его выполнить, но пешком по всему фронту я ходить не могу, верхом мне ездить невозможно. Требую незамедлительно выслать для дивизии и для дела революции один мотоциклет с коляской, 2 легковых автомобиля, 4 грузовика для подвозки снабжения!»

Водителей себе он подбирал отменных. Одного из них, Николая Иванова, у Чапаева увели чуть ли не силой, вывезли в Москву и сделали личным шофёром сестры Ленина — Анны Ульяновой-Елизаровой.

Выплывший

«Красный кентавр» отлично понимал, что такое современная война. Прорыв фронта и глубокий охват противника силами бронесоединений осуществлялся «не кончавшим академиев» Чапаевым вполне успешно. Для чего он и завёл себе в 25-й стрелковой сводный 17-й отряд бронеавтомобилей, среди которых был реальный монстр: десятитонный «сухопутный броненосец» «Гасфорд», несколько манёвренных «Остинов» и лёгкие машины питерских заводов.

Ещё одним «последним словом науки уничтожения» тогда считались боевые отравляющие вещества. До Женевской конвенции 1925 г., запрещающей подобные штучки, было ещё достаточно времени, так что начдив вполне резонно и прогрессивно вписал в приказ о наступлении и взятии Уфы следующее: «Немедленно приготовить на каждую батарею по 3000 снарядов, из них одна треть химическая. За невыполнение личного приказа отвечаете головой. Июнь 1919 г., Чапаев».

Кроме того, в распоряжении Чапаева были 26-й и 30-й авиационные отряды общей численностью до 30 боевых самолётов, что уже совершенно не лезет ни в какие ворота и начисто разрывает шаблоны восприятия. Вместо «красного кентавра», переплывающего реку Урал с мешком картошки, вырисовывается фигура крылатого «красного киборга», у которого в каждой руке по водородной бомбе. Недаром говорят, что правда иной раз ошеломительнее любого вымысла.

Другое дело, что и вымысел иногда бывает очень к месту. Те, кто во время просмотра фильма братьев Васильевых со слезами на глазах загадывал, чтобы «Чапай хоть на этот раз выплыл», в конце концов дождались своего. В 1941 г. на экраны вышла короткометражка «Чапаев с нами», где начдив всё-таки выплывает из Урала, поставив тем самым рекорд по длительности заплыва — 22 года. Вылезши на берег, он призывает громить фашистских гадов всеми силами, заодно призывая на головы оккупантов Чапаевское Проклятие. И оно всё-таки сработало!