Россия: все с самого начала

Все, что делают сегодня «болотные» люди, в российской истории уже было. И всегда заканчивалось одинаково: остатки «болотных» просили защиты от тех, кого тщились освободить, у новых тиранов.

Одно время я работал под началом выдающегося российского политтехнолога, настоящей звезды этого бизнеса. Этот человек имел обыкновение, разъясняя клиенту или своим сотрудникам какую-нибудь по-настоящему сложную или нетривиальную мысль или вскрывая нерядовую интригу, для начала произносить с великолепным грузинским акцентом: «На самом дэле всо очень просто!»

Эту присказку мне хочется повторить всякий раз, как со мной случается dasein, открытие для себя чего-то. Хотя, конечно, по большей части речь идет о том, чтобы уснастить наблюдаемую реальность еще одной метафорой.

Так вот, на самом деле все очень просто.

Российское государство как минимум со времен Петра Великого, а, скорее всего, с гораздо более ранних времен, с упорством землеройного автомата делает одну важную работу — подталкивает граждан в сторону личной ответственности за их собственные, граждан, жизни. От патернализма к эмансипации, от общины — к индивидуальному существованию.

Сложность этой работы — в том, что в отпущенное одному человеку время увидеть существенные результаты не удается. Разве что очень повезет.

Но именно в тот момент, когда везет, и упорный автомат проходит на своем пути какую-то важную отметку, предпринимаются мощные усилия для того, чтобы машину сломать.

Делают это люди, которые, уже обретя большую личную ответственность, не желают ждать, пока эта работа закончится и для большинства. Они желают все сразу и сейчас, в соответствии с утопическими представлениями о Прекрасном Далеко. Причем, что обидно, эту странную позицию разделяют именно те люди, которые больше всего выигрывают от работы землеройного автомата. Которых и готовили-то для того, чтобы они вставали за его рычаги. А они по этим рычагам кувалдой…

Только объявили освобождение крестьян — сразу полезли из щели народники и бомбисты. Только разрешили отрубников — сразу речь пошла о демократической революции.

А эта траншея устроена таким образом, что, если не копаешь ее вперед, тебя отбрасывает назад. Причем очень далеко назад, чуть ли не к самому началу пути. И вот пожалуйста: не хотели столыпинских кулаков — получите стократно более мощный вариант традиционной общины с коллективной ответственностью под названием колхозы. Не хотели булыгинской думы — получите декоративный верховный совет, кадящий отцу народов. Не хотели закона божьего в гимназиях — получите в школах пионерскую организацию и в институтах научный коммунизм и парторгов везде, где только можно. Причем, спору нет, попы в гимназиях бывали совершенно отвратительные, полицейские — жирные взяточники, в государственном совете бывали кретины, министр Горемыкин был позором России… Просто, когда все это сковырнешь, получаешь вместо освобожденного труда и, главное, вместо свободного человека в свободной стране — человека совершенно закрепощенного в стране совершенно истерзанной, и уже поэтому годной только для диктатуры.

А на новом витке — не хотите «Единую Россию»? Партию жуликов и воров? Коррупция вам надоела? Честности — то есть рассказов про государственные мерзости — на телевидении хочется? Какие благородные желания! Как плохо в глазах свободных людей выглядят те, кто, стиснув зубы, защищает несвободу!

Они историю лучше учили в школе, защитники режима, только и всего. Они знают, сколько можно успеть за человеческую жизнь, если начинаешь с самого начала.