Половину преступлений в армии совершают офицеры

В прошлом году по требованию военной прокуратуры были привлечены к различным видам ответственности почти 40 тысяч нарушителей, в государственную казну возвратили около четырех миллиардов рублей.

Эти цифры руководитель Главной военной прокуратуры Сергей Фридинский привел вчера на расширенной коллегии своего ведомства.

— Позитивным итогом работы стало и общее сокращение более чем на 16 процентов числа зарегистрированных в войсках и воинских формированиях преступлений, — сообщил он.

Прокуроров особенно радует снижение доли тяжких и особо тяжких преступлений. Командиры постепенно наводят уставной порядок в казарме. В армии и других силовых ведомствах уже не цветет пышным цветом дедовщина. Почти вдвое уменьшилась статистика уклонений от военной службы.

Однако в ГВП уловили немало тревожных тенденций. Например, правоохранителей сильно тревожит заметный рост криминала в офицерской среде. Если два года назад на их долю приходилось каждое третье преступление, то сейчас — половина. Причем на нарушение закона, в том числе мордобой, все чаще идут недавние выпускники военных вузов.

Их коллег постарше дурные наклонности нередко толкают на коррупцию. Каждое шестое преступление военных имело в прошлом году коррупционную направленность, а их совокупная «стоимость» потянула на 3 миллиарда рублей. В итоге под обвинительный приговор попали 144 офицера в ранге командира части. Половину из них осудили за мошенничество и должностной подлог, более трети — за взятки, злоупотребление и превышение полномочий.

Выявлять коррупционные преступления непросто, особенно если комиссии, контролирующие доходы чиновников, работают спустя рукава. В том, что это действительно так, военные прокуроры убедились в ходе собственной проверки. Они обнаружили, что мимо контрольных органов прошли около тысячи «забывчивых» госслужащих. По мнению Фридинского, в таких случаях надо привлекать к ответственности не только чиновников — коррупционеров, но жестко спрашивать с контролирующих их органов.

Руководитель ГВП отдельно остановился на работе военных дознавателей. Их, как известно, назначают из офицеров частей. Так вот, в прошлом году дознаватели возбудили в два раза меньше уголовных дел, чем в 2010-м.

— Причины здесь не только в высокой служебной нагрузке, но и в желании приукрасить положение дел, — считает главный военный прокурор. — По-прежнему распространены факты сокрытия командованием преступлений — в минувшем году выявлено свыше ста таких случаев. При этом в два раза чаще стали покрывать виновных должностные лица Внутренних войск МВД.

Сергей Фридинский перечислил области, на которых его сотрудникам необходимо сосредоточить особое внимание. Это — защита прав военнослужащих и членов их семей на жилищное и медицинское обеспечение, своевременную оплату труда и коммунальные услуги. Кроме того, военным прокурорам надо сосредоточиться на контроле за исполнением законов о сохранности оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, обеспечение безопасности при их хранении и утилизации.

Важнейшей сферой приложения сил для органов ГВП также остается борьба с терроризмом и экстремизмом.