Медведев: военные базы в Абхазии и Южной Осетии усилены

Медведев: российские военные базы в Абхазии и Южной Осетии усилены

Президент РФ Дмитрий Медведев обвинил США и «другие страны» в поставке вооружений Грузии и заявил, что Россия была «вынуждена» усилить военные базы на территории Абхазии и Южной Осетии в ответ на непрекращающуюся «милитаризацию» Грузии.

«Откровенно говоря, эта милитаризация не останавливалась даже после так называемой пятидневной войны. Более того, у нас были данные, что практически сразу и по линии администрации США, и по линии некоторых других [стран], кстати, некоторых соседей наших близких, продолжались поставки различных видов вооружений», — заявил Медведев 6 февраля на встрече с общественным комитетом своих сторонников.

Одновременно президент РФ признал, что Россия старалась предотвратить поставки вооружений в Грузию, однако, по его словам, Москва не в силах «полностью» остановить данный процесс.

«Мы об этом открыто говорим. Не скрою, с некоторыми руководителями государств я просто специально на эту тему разговаривал: «Что вы делаете? Это просто опасно». Но, конечно, полностью мы запретить этого не можем, и мы должны учитывать это в будущей политике. Но никакой слабины здесь нет, даже не сомневайтесь. Все в порядке», — пояснил Медведев.

Тем не менее, по словам Дмитрия Медведева, на сегодняшний день российские базы в Абхазии и Южной Осетии настолько мощны, что способны нанести «несоразмерный ущерб», о чем известно и в Тбилиси.

«Сейчас [военные базы] в таком состоянии, что они способны самым мощным образом защищать интересы двух этих небольших государств и соответственно российские интересы. Там достаточно вооружения различного, которое способно нанести любому захватчику несоразмерный ущерб, и они это понимают, и даже безумный Саакашвили это понимает», — заявил российский президент.

В то же время Медведев отметил, что Россия настроена на восстановление торгово-экономических отношений с Грузией, и привел в качестве позитивного примера восстановление авиасообщения между двумя странами.

«У нас есть с ними определенные торговые вопросы. Вы знаете, в какой-то момент мы запрещали поставки определенных видов продуктов на нашу территорию, были другие проблемы. Я считаю, что в рамках цивилизованного диалога с нашим соседом мы должны эти отношения спокойно выстраивать, возрождать, где возможно, торговый обмен… Люди-то должны общаться — и жители нашей страны, и жители Грузии», — сказал президент РФ.

Комментарий Тбилиси

Пресс-спикер президента Грузии Манана Манджгаладзе 7 февраля прокомментировала заявление президента России Дмитрия Медведева и отметила, что грузинская сторона «максимально» проинформирует международное сообщество «об очередной агрессивной риторике», исходящей из Москвы.

«В последние годы из Москвы мы слышим заявления в угрожающей тональности, и это для нас, к сожалению, не новость», — сказала пресс-секретарь Саакашвили.

Комментируя слова Дмитрия Медведева о восстановлении торговых отношений между странами, Манджгаладзе заявила, что, вступив недавно во Всемирную торговую организацию, Россия вынуждена выполнять требования ВТО.

«После того как Россия стала новым членом ВТО, получив согласие Грузии, ей придется на определенном этапе выполнять те международные обязательства, которые предусмотрены членством в ВТО», — пояснила она.

Председатель парламентского комитета по вопросам евроинтеграции Давид Дарчиашвили в интервью грузинским СМИ заявил, что слова Дмитрия Медведева указывают на «увеличение опасности» для Грузии.

«Это не первое заявление со стороны России… Своими действиями в условиях оккупации она превратила Цхинвали и Абхазию в военный плацдарм, что является опасностью для Грузии. Эта опасность растет, когда президент страны-оккупанта публично выступает с такими заявлениями», — сказал Дарчиашвили 7 февраля.

Одновременно Дарчиашвили отметил, что Тбилиси всегда был заинтересован в торгово-экономических отношениях с Россией, хотя они, по словам парламентария, не представляют «жизненно важного интереса» для Грузии.

«Отнять территории, угрожать, не признавать власти [Грузии] и говорить об экономике просто смешно», — подчеркнул Дарчиашвили в интервью грузинским телеканалам.

Комментарий грузинского эксперта

По мнению директора ассоциации «Свобода и право», эксперта по вопросам безопасности Ираклия Сесиашвили, заявления президента Медведева об укреплении российских баз на территории Абхазии и Южной Осетии являются одновременно частью предвыборной кампании «Единой России» и политическим посланием как для внутренней аудитории, так и для США.

Эксперт полагает, что российскому руководству не удалось убедить часть населения в России в том, что Грузия является врагом. Согласно Сесиашвили, в определенных российских кругах бытует мнение, что, принимая меры против Грузии, России постепенно становится «современным империалистом», что неприемлемо для демократического общества. Исходя их этого, эксперт считает, что Медведеву понадобилось «оправдать» оккупацию грузинских территорий версией о том, что Россия таким образом защищается от американских «провокаций».

«Медведев попытался показать, что дело не в том, что РФ притесняет «маленькую» Грузию, а в том, что за Грузией стоят США, которые якобы вооружают Грузию и подстрекают Тбилиси к началу военного противостояния с РФ. Одновременно Медведев похвалился и тем, что Россия все же сумела сохранить влияние на Кавказе и владеет значительными военными ресурсами для того, чтобы не «отдать» США зону своего влияния», — пояснил Сесиашвили в интервью «Голосу Америки».

Эксперт также отметил, что, по его мнению, в данном случае речь идет об «очередной волне напряженности» в российско-американских отношениях.

Сесиашвили заметил, что на сегодняшний день США и РФ не могут договориться по ряду «принципиальных» вопросов, и указал, что в американо-российских отношениях вновь актуальны тема размещения американских ПРО в Восточной Европе и иранский вопрос. По словам эксперта, в данном случае Россия считает своим «козырем» создавшуюся ситуацию на Кавказе и положение, которое она там занимает, включая военные базы на оккупированных территориях Грузии и стратегическое сотрудничество с Арменией в военной сфере.

«Я думаю, заявление Медведева определенным образом связано и с вопросом Ирана. Этим РФ показывает, что если начнется война против Ирана, то Россия сможет дать себе волю на Кавказе. Реально Россия использует эту угрозу для торга с США и Западом, чтобы получить желаемую для нее выгоду в ряде сфер, таких как транспортировка нефти, транзит, энергия», — полагает эксперт.

Что касается поставок Грузии вооружений Соединенными Штатами, Сесиашвили отметил, что Америка действительно помогает Грузии в военной сфере, но, по его словам, это «ограниченная помощь», которая включает в себя лишь малокалиберное вооружение. Эксперт пояснил, что существует соглашение ОБСЕ, согласно которому Россия может официально получить информацию о том, каким вооружением владеет Грузия.

«Руководство РФ хорошо осведомлено о том, в чем заключается вооружение Грузии Соединенными Штатами, и им известно, что в него не входит крупнокалиберное оружие, так что комментарий Медведева надо рассматривать в контексте американо-российских политических заявлений», — отметил Сесиашвили, подчеркнув, что вооружение на российских базах на оккупированных территориях в несколько раз превышает вооружение Грузии.

В случае кризиса, говорит Ираклий Сесиашвили, Россия сможет примерно за пять часов завести в Абхазию и Южную Осетию с севера около 20 000 солдат.

«Не надо быть экспертом, чтобы понять: Грузия не может противостоять России в военном плане. Военные силы на оккупированных территориях оснащены гораздо более мощной техникой и способны осуществлять как оборонительные, так и наступательные действия», — пояснил он.

Эксперт назвал три фактора, которые, по его словам, движут Россией при укреплении военных баз на отколовшихся территориях Грузии. Он полагает, что этим РФ в первую очередь дает знать НАТО о том, что Североатлантический альянс должен воздержаться от расширения на данных территориях, которые Россия традиционно считает зоной своего влияния. Сесиашвили также считает, что Россия демонстрирует, что намерена оставаться в Абхазии «не на один день». Третий фактор, по его мнению, это попытка изменить в долгосрочной перспективе демографическую картину в Абхазии.

«После службы российским военным обещают жилье в Абхазии, что является продолжением схожей советской политики военных городков. В долгосрочной перспективе каждый военный и члены его семьи — это потенциальные граждане Абхазии. Так что не исключено, что однажды абхазы останутся в меньшинстве, так как демография региона значительно изменится», — резюмировал Ираклий Сесиашвили.