Владислав Гулевич: реэтнизация Руси

Когда в 1991 г. Киев, Минск и Москва решили одним махом покончить с советским наследием, вряд ли они могли предвидеть, что через десятилетие на Украине, в Белоруссии и России начнутся процессы реэтнизации (пересмотра своей этнической принадлежности), отрицающие легитимность существования русских, украинцев и белорусов.

В 1990-х, после развала СССР, Минск хаотично лепил новую белорусскую нацию. Мать городов русских, Киев, двинулся ещё дальше и в диком угаре украинства пошёл на отрицание своей русской сущности. А Москва, вместо того, чтобы блюсти свою русскость и оставаться её эпицентром, вдруг «влюбилась» в либерализм и погрязла в западничестве, ослабив тем самым свой иммунитет перед лицом идеологических угроз. Закономерный итог – ни украинская, ни белорусская нации толком не состоялись, а среди великороссов появилась внушительная прослойка космополитического «планктона», готового записаться хоть хоббитом, хоть готтентотом.

10 лет назад в Минске появился центр современных «кривичей» (не могу писать это слово без кавычек) – «Крыўя», члены которого утверждают, что границы державы древних кривичей простирались от современной Белоруссии аж до Тверской области РФ. Современные «кривичи» отрицают наличие всякой белорусскости, а уж тем более русскости у современных белорусов. Для закрепления достигнутых результатов в своей пропагандистской работе «кривичи» уже побывали в Москве, где презентовали свой проект, а в Твери у них появились единомышленники – общество «Твержа», которое завело свою символику и стоит на языческих позициях.

Более русофобского тона придерживаются сторонники создания на территории Ленинградской области независимой Ингрии (Ингерманландии). Коренными народами данного региона являются финны-ингерманландцы, водь, вепсы, ижорцы, но вдохновители сепаратистского проекта заявляют, что некая Республика Вольная Ингрия будет общим домом для славян и финно-угров. В составе РФ «новые ингерманландцы» чувствуют себя неуютно, потому что они «не державники и не славянофилы», а «Россия – это не страна, а московская азиатская империя». В потугах обосновать свои сепаратистские устремления они также пытаются ссылаться на «объективные» исторические данные о существовавшей некогда Ингрии (и процветавшей бы до сего дня, если бы не «злобная» Москва).

Исторической «объективностью» любят щеголять и «кривичи». Их излюбленный аргумент в адрес противников, обвиняющих их в благоглупостях, звучит так: «Мы стремимся вернуться к истокам и изучаем свою историю». Но если дело в истории и только в ней, к чему обществу «Твержа» флаги и гербы? Научный интерес можно утолить и без этих квазигосударственных символов, подкреплённых заявлениями об осознании «собственной тверской идентичности в рамках этнокультурного региона Тверская Крывия». Информационным партнёром «Твержи» является ресурс «Беларуская Смаленшчына», где белорусские националисты пытаются доказать оккупацию белорусского Смоленска Россией. Показательный пример.

Но и это ещё не всё. Оказывается, с Твери Россия ещё тоже не начинается, а пролегает т.н. Меряния – территория давно исчезнувшей финно-угорской народности меря, которая растворилась в славянском море много веков тому назад. По крайней мере, именно так с ядовитым сарказмом сообщает украинский националистический сайт Ugraina.org, специализирующийся на финно-угорской тематике. Таким образом, воспалённые мозги новоиспечённых «кривичей» и их пробандеровских коллег по разуму разом перекроили карту Белоруссии и России. Белоруссии как таковой нет, а есть Крывия. А Россия – эта не та Россия, которую мы знаем, а так, земельный обрубок, начинающийся где-то за Москвой. Словом, Москва у них – чуть ли не приграничный город на рубеже Мерянии и России.

В Сети уже отметился информационный портал «Мерьямаа» с его девизом «Слушай голос далёких предков!», популяризирующий мерянское наследие России. Сам портал – культурологический, но вокруг него уже консолидируются «сумасшедшие со всей округи», отказывающие русским в праве на Москву и прилегающие области. Даже рупор кавказских террористов «Кавказ-центр» подхватил клише о Мерянии и Московскую, Ярославскую, Владимирскую, Костромскую области называет «оккупированной москалями Мерянией».

Правомочен вопрос: к чему из теней давно ушедших предков пытаться слепить для жителей Центральной России новую этническую идентичность? О значительном финно-угорском субстрате в этногенезе великороссов и финно-угорском наследии Руси известно с давних времён, и наука это не отрицает. К тому же определить с уверенностью, кто же из этих жителей – истинный меря, не представляется возможным.

Такая же неопределённость и с «кривичами». Предками белорусов, действительно, были в т.ч. и кривичи. Но были ещё и радимичи, и целый ряд других племён. Утверждать, что белорусы – это только кривичи, нельзя. И к тому же меря и кривичи тоже не свалились с Луны, а появились в результате слияния ряда ещё более древних племён. Почему же останавливаются на кривичах и мере, если можно копнуть ещё глубже и стать тем, кого когда-то ассимилировали меря и кривичи? Вместо ответа на эти вопросы реставраторы канувших в лету народностей предпочитают заниматься оживлением мифов.

Кстати, «Оживление мифа» – так называлась одна из статей, размещённая на другом сайте – партнёре «Мерьямаа» («Земля голяди»), пропагандирующем идею возрождения голядского наследия России (Подмосковье, Смоленская, Калужская обл.). В рубрике «Зачем теперь вспоминать голядь?» создатели сайта отвечают: «Пробуждается земля, пробуждаются ее невидимые хранители. Наслоения исторической лжи и подлогов сметаются потоками из-под земли. И горе тем, кто цепляется за ложное». За ложное, надо полагать, цепляются те, кто отказывает в актуальности «голядскому» движению. А на вопрос «Какова цель голядского возрождения?» дан такой ответ: «Формирование нового обличья региона. Включение в процесс регионализации».

Регионализация – это и есть нездоровая тенденция расщепления России на племенные обрубки. Русский геополитик грузинского происхождения Константин Чхеидзе (1897-1974) в своей работе «Из области русской геополитики» указывал на опасность регионализации российских окраин, как прямой путь к распаду всей страны: «Громадная система равнин, именуемая российско-евразийским миром, как бы самой природой созданный колоссальный ассимиляционный котел. На пространствах России с замечательной наглядностью могут быть наблюдаемы два встречных процесса. С одной стороны, от центра к периферии, идет поток русификации. С другой стороны, от периферии к центру – процесс «окраинизации» – возрождение национальных культур: татарской, узбекской, армянской, грузинской и др.; и восприятие единой общероссийской евразийской культурой отдельных периферийных элементов».

«Окраинизация» – это ослабление централистского властного начала с угрозой дальнейшего сепаратизма и небывалого стратегического упадка евразийского пространства, огромный кусок которого занимает Россия. Более того, своими сепаратистами обзавелась даже Сибирь. По их самоуверенным утверждениям, русские – не сложившийся народ, а находящаяся в стадии формирования этническая масса. Сибиряки же – отдельная от русских народность, со своей культурой, своим менталитетом и языком. Сии «улучшатели мира» объявили себя современными последователями идеологии сибирского областничества – общественно-политического течения среди сибирской интеллигенции в середине 1850-х годов – начале XX века. Областничество зародилось в петербургском кружке сибирских студентов, в который входили Г. Потанин, Н. Ядринцев, С.С. Шашков, Н.И. Наумов, Ф.Н. Усов и др. По их мнению, русские беззастенчиво угнетали всех инородцев, а особливо сибирские народности. Действуя в контакте с политическими ссыльными русскими и поляками, областники готовили восстание. Рассматривая Сибирь как политическую и экономическую колонию России, а сибиряков – как новую сибирскую нацию, отдельные областники выдвинули лозунг отделения от России или как минимум предоставления Сибири автономного статуса. Современные областники тоже благоволят полякам. На своих информационных ресурсах они размещают тексты патриотических польских песен типа «Марша Пилсудского».

На одном из сибирских сепаратистских порталов размещена информация о грантах, выделенных фондом Джорджа Сороса Томской областной универсальной научной библиотеке им. А. Пушкина на исследования в рамках конкурса проектов «Сибирские культурные инициативы». Томск вообще может превратиться в интеллектуально-общественный центр сибирского областничества, тем более что там жили и выдумывали теории об отдельной от всех русских исторической судьбе сибиряков некоторые областники XIX в. Вторым претендентом на звание столицы суверенной Сибири является Иркутск, где в декабре 2011 г. в местном госуниверситете прошёл семинар в рамках учебного курса для студентов пятого курса Сибирско-американского факультета на тему «Моделирование экономики Государства Сибирь». Пока же областники выдумывают очередной новояз – сибирский язык. Они уже разработали грамматику сибирского языка, его фонетические и орфографические правила. На фоне других сепаратизмов, поразивших, словно гнойные язвы, тело России, сибирское областничество выглядит примитивной придурью. В том, что это придурь, сомнений нет. Но если за придурь будут платить большие деньги, найдётся немалое количество желающих побыть придурками.

Напомню, что в 2003 г. в свет вышла книга сотрудников Брукингского института Фионы Хилл и Клиффорда Гэдди «Сибирское проклятье». Авторы утверждали, что вследствие низких температур производство на территории Сибири нерентабельно и затраты на жизнеобеспечение сибирских городов неоправданно высоки. Рекомендовалось переселить значительную часть населения сибирских регионов, которое называется «избыточным», а работы на территории вести вахтовым методом. В исследованиях участвовали экономисты Пенсильванского университета, Московской новой экономической школы (основного рассадника воинствующего либерализма антироссийского толка), эксперты Мирового банка и ряд других. Финансирование осуществлялось фондом Карнеги и фондом Мак Артуров. Выводы авторов книги докладывались в госдепартаменте США, Национальном совете по безопасности США, Пентагоне, Министерстве иностранных дел Канады. Положительные отзывы о книге прозвучали из уст одного из разработчиков концепции «шоковой терапии» в России Джеффри Сакса, бывшего члена Совета по национальной безопасности Ричарда Пайпса и нынешнего советника президента США по национальной безопасности Збигнева Бжезинского. Учитывая, что возможное сокращение численности населения Сибири может отразиться на безопасности границ с Китаем, авторы формулируют следующие рекомендации для Москвы: границы с КНР оборудовать высокотехнологичными сенсорами, создать силы быстрого реагирования и заключить договоры о гарантиях территориальной целостности с США и Китаем.

Мы становимся свидетелями зарождающегося процесса этнической трансгрессии, который пока нельзя назвать масштабным. Главная причина подобного разброда и шатания в массах – в отсутствии прочного патриотического и идеологического базиса, который бы скреплял народы России в единый этнический организм, без губительной абсолютизации этнонациональных особенностей каждой провинции.

Если мы, русские (великороссы, малороссы, белорусы), не будем культивировать в себе свою русскость, не будем передавать её своим детям и позволим проходимцам от истории пичкать их всякими россказнями, наши внуки превратятся в представителей полумифических народов, которым будет привита совсем другая психология. Ведь современные «кривичи», «голядь» и подобные им больше пекутся об отрицании в себе всего русского, чем об истории древних кривичей и голяди.