«Круглый стол» национального спасения

В Москве 6 февраля проходит первое заседание «Круглого стола 12 декабря». Его учредители призывают все общественные силы объединиться, чтобы действовать сообща «для предотвращения общенациональной катастрофы».

В заседании, которое проходит в гостинице «Метрополь» участвуют Михаил Касьянов, Леонид Гозман, Людмила Алексеева, Лилия Шевцова, Юрий Рыжов, Олег Орлов, Игорь Кваша, Игорь Клямкин, Геннадий Гудков, Игорь Пономарев, Александр Рыклин, Виталий Дымарский, Юрий Афанасьев, Виктор Шейнис, Сергей Удальцов, Игорь Чубайс, Наталья Фатеева и другие.

Открыл заседание политолог Георгий Сатаров.

Политолог Игорь Клямкин — о системной альтернативе.

Альтернатива — сказал Клямкин — это правовое государство. Альтернатива не только путинской системе. Путинская система — продолжение сталинской системы. Весь послесталинский период — это разложение государства сталинского типа. Это разложение прошло разные стадии. Российская конституция, считает Клямкин, это конституция неправового государства. Это важно для понимания того, что должны делать оппозиционные политики.

Далее — о проблеме адаптации. Восточной Европе эта адаптация давалась тоже нелегко. Серьезных наработок в России нет. Кроме, пожалуй, избирательного кодекса. Так что предстоит непростой процесс.

О системности. Все перемены должны быть взаимосвязаны, в том числе связаны с принятием новой конституции.

Мало сделано для выдвижения собственной оппозиционной повестки дня, полагает Клямкин. Задает власть повестку — экспертное сообщество начинает ее обсуждать. «Создается впечатление, что мы плетемся в хвосте у власти». Пример — последние предложения Дмитрия Медведева. Нужна площадка для выработки альтернативной повестки дня.

Главный тезис Игорь Клямкина: не состоялась системная альтернатива, а это задача непростая.

Историк Андрей Зубов об уроках Восточной Европы.

Почему в Восточной Европе получилось, а в СССР в 90-е годы — нет?

В СССР — полная потеря традиции антикоммунистической борьбы. Здесь отсутствовала контрэлита, которая признавалась бы обществом. В Восточной Европе были Гавел, Валенса, Михник и другие. Там контрэлита начала революцию, которая отозвалась в обществе.

В СССР был раскол коммунистической элиты и появление лидеров с популистскими лозунгами.

Теперь в России сформировалась контрэлита — она сидит за этим «круглым столом». В России появилось гражданское общество. Открылась история. Вернулось нравственное религиозное сознание.

Россия похожа на Восточную Европу начала 90-х.

Произошел раскол на авторитарную власть и противостоящее ей общество. Метод, использованный в Восточной Европе — «круглый стол» ВСЕЙ оппозиции. И для России — это может стать эффективным инструментом. Очевидная параллель — гражданская активность снизу.

Первоочередные задачи.

— «обесточивание власти». Это то, что когда-то произошло в Восточной Европе. Сегодня интеллектуалы в России должны это сделать — то есть, отказаться от сотрудничества с властью.

— участие в контрольных структурах. Но только если эти структуры не входят в систему государственной бюрократии.

— переговоры с властью. Но как с партнером по «круглому столу».

Если власть отказывается прислушаться к мирным действиям, то стоит прибегнуть к политической стачке.

Главная задача на этом этапе — единство оппозиции. Тут встает «проблема «за». Чтобы ее решить важно, чтобы каждая группа отказалась от части собственного идеологического багажа.

Либералы должны отказаться от признания приватизации 90-х.

Левые должны отказаться от идеалиазации тоталитаризма Ленина-Сталина.

Националисты должны отказаться от заявлений: русские лучше других народов.

Тогда оппозиция может быть единой. Две великих ценности объединят нас — общая политическая культура «круглого стола» и то, что в этот трагическй момент мы были вместе. Так было в Восточной Европе. Так должно быть в России.

Депутат Госдумы Геннадий Гудков — о необходимости создать постоянно действующий форум объединенной оппозиции.

Гудков также призвал к конституционной реформе. Он предложил определиться с приортитатами — парламентская республика или президентская, каковы принципы формирования судов и пр.

Гудков считает, что главный противник оппозиции — бюрократия и это серьезная сила.

Форум объединенной оппозиции должен предложить обществу повестку дня. От «круглого стола» ждут программы политических действий. Задача — выработка общегражданской платформы.

Экономист Евгений Ясин — о сложностях нового политического периода.

Первая задача сегодня — демократизация. И эта цель объединяет многих.

Надо наметить первые шаги с пониманием того, что сопротивление будет мощным.

Действующей Думе можно доверить изменение закона о регистрации партий, изменение закона о выборах президента. Первоочередные шаги также — амнистия незаслуженно осужденных предпринимателей. Пересмотр УК и УПК в части регулирования бизнеса.

Историк Юрий Афанасьев — о меморандуме «круглого стола».

Афанасьев не согласен с проектом меморандума. Он сеет иллюзии в обществе — считает Афанасьев. Якобы в России есть структура, которая может сесть за стол переговоров с властью и минимизировать риски, когда власть рухнет.Такой структуры нет. Потому что не определено содержание будущих пермен.

Юрий Афанасьев считает, что надо начинать с содержательного определения того, что надо сделать. Этом учит опыт конца 80-х.

Далее Афанасьев напомнил о криминальном характере власти. Она преступна в том смысле, как его определял Нюрнбергский процесс, полагает Афанасьев. Речь не об уголовной составляющей — а о преступлениях против мира и человечности.

Вторая характеристика власти — в ней нет системности. Все — сплошь импровизация. Несистемность — это сущность власти. Отношения строятся на личностях, а не на институтах. Задача: ликвидация самодержавия и монополии на власть.

Еще одна важная черта — ресурсный характер государства. Население отрезано от свободного доступа к ресурсам и осноных видов деятельности.

«Если мы не определимся с этим, то нас ждет Майдан».

Экономист Андрей Нечаев — о неготовности демократической общественности к переменам.

Трибуна митинга оказалась неадекватна составу его участников — говоря образно, в этом суть момента, сказал Нечаев. Предстоит очень серьезное партстроительство, чтобы эти новые люди объединились в политическую силу.

Стратегическая задача «круглого стола» — набор идей для изменения политической системы, Конституции и т.д. В России есть миллион вопросов, на которые нет ответов. И когда эти вопросы появятся, будет очень трудно сохранить единство. Пока всех объединяет два лозунга — «За честные выборы» и «Путин — геть!». Базу для консенсуса нужно искать. И это тоже задача «круглого стола». Может быть, нужно создать специальные группы для выработки конкретных преложений — по судебной реформе, по конституционной реформе и пр.

Надо четко понимать, что от власти никто добровольно не откажется. Надо решить, каким именно будет давление на власть. Очень конкретный вопрос: что делать, если и когда Путин победит на относительно честных выборах? Что делать после 4 марта?

Нечаев поддержал идею создания постоянно действующий орган, который бы вырабатывал программу для объединенной оппозиции.

Координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов — о президентских выборах и перспективах оппозиции.

Что нужно сделать до выборов? Не надо создавать лишние структуры. Их уже достаточно много, не надо терять время.

Имеет смысл создать рабочие группы для разработки предложений ( к 4 марта)

1. По избирательной реформе.
2. По реформе политического законодательства.
3. По судебной реформе.

Есть ряд задач, которые надо решить в преддверии выборов.

1. Подготовка наблюдателей — мы должны обеспечить массовое наблюдение.
2. К моменту закрытия участков граждане должны выйти к своим участкам и требовать, чтобы им продемонстрировали протоколы.
3. Протестное голосование.

За неделю до 4 марта предложил Удальцов — надо пригласить всех кандидатов в президенты на встречу с представителями оппозиции и подписать Общественный договор. И тогда можно было бы голосовать за того, кто бы подписался под «кандидатским минимумом» (новое избирательное законодательство, новые парламентские выборы через год, новые президентские выборы через 2 года, освобождение политзаключенных).

4. Надо готовится к уличным протестам после 4 марта.

Далее слово взял политолог Игорь Чубайс, который предложил «двоевластие» — создание «комитетов спасения». А также предложил готовить забастовку на нефте- и газопроводах — как политическую стачку.

Экономист Игорь Николаев — об отношении к выборам.

Надо определиться с позицией — участвовать в выборах или нет. По убеждению Николаева — надо участвовать. Тогда вопрос — как именно. Все варианты ущербны.

Нужно сформулировать позицию по отношению ко второму туру — это нельзя считать дестабилизацией.

Стоит громко заявить: оппозиция против революции.

Что делать после 4 марта. Сконцентрироваться на необходимости досрочных парламентских выборах. Это реально.

Политолог Андрей Пионтковский — о позиции на предстоящих президентских выборах.

Пионтковский вступил в полемику с Удальцовым. Кандидаты в президенты уже отказались от условий «президенства переходного периода». В остальном он солидаризировался с Удальцовым. Голосовать можно, как угодно — но ни одного голоса Владимиру Путину.

Что делать после выборов. Два сценария. Первый: продолжать обсуждать свои предложения с нелегитимным Владимиром Путиным. Второй: развернуть кампанию гражданского неповинновения. Эти два сценария предполагают размежевание. И оно неизбежно.

Далее слово взяли гражданские активисты Петр Филиппов, Сергей Канаев, Алена Попова.

Политолог Виктор Шейнис — о необходимости трезвой оценки ситуации.

Надо быть реалистами. Поклонная — это реальная часть общества.

Два серьезных вопроса:

— как именно надо организовать давление на власть после выборов.
— создание законодательных заделов. К вопросу о конституции. Да, конституция дефектна, но это — по мнению Шейниса — не первостепенная задача. Есть ряд конкретных и более частных задач. Избирательное законодательство, судебная реформа, притеснение бизнеса и пр. Для следующего митинга нужны очень конкретные предложения — в том числе в избирательное законодательство. «Надо перевести юридические предложения на язык митинга».

Виктор Шейнис предупреждает, что в каждом из политических движений, которые влились в объединенную ппозицию, есть «экстремы», с которыми невозможно объединиться.

Правозащитник Людмила Алесксеева — о коллективах, которые заменяют лидеров.

Алексеева считате, что возникновение коллективов, которые объединяются вокруг конкретных дел, очень полезная тенденция. Её надо поддерживать. «Круглый стол» — тоже коллекьтв такого рода. Его задача: подготовить программу на будущее, в том числе законы. Нельзя повторить опыт 90-х. Но надо помнить, что многие законы, принятые в «допутинское время», вполне демократические, и к ним надо вернуться.

В ходе «круглого стола» также выступили писатель Сергей Шаргунов, правозащиник Лилия Шибанова, политик Михаил Касьянов, правозащитник Валерий Борщев, актриса Наталья Фатеева, журналист Александр Рыклин и другие.

***

«Круглый стол» был учрежден 12 декабря 2011 года. Меморандум о его учреждении подписали 60 учредителей, среди которых — общественные деятели, правозащитники, эксперты, журналисты, политики, деятели культуры, ученые. Среди подписавших меморандум — правозащитница Людмила Алексеева, экономист Сергей Алексашенко, писатель Борис Акунин, актриса Лия Ахеджакова, карикатурист Андрей Бильжо, писатель Владимир Войнович и другие.

«После 24 сентября 2011 года, — говорится в документе, — когда верховная власть фактически заявила свою претензию на бессрочное авторитарное правление, в России ощутимо начали меняться общественные настроения. Выборы в Государственную думу и их последствия показали стремительность происходящих в обществе изменений. Эти выборы были отмечены не только резким падением официальных результатов партии власти, но и беспрецедентным масштабом фальсификаций, неприкрытых, отчаянных. Мы видим, как поколение, выросшее в условиях относительной свободы, начинает защищать уязвленное чувство собственного достоинства, свои права и свободы. Власть же погружается в панику, она ничего не видит и ничего не понимает, и это становится опасным для общества и для страны».

Авторы инициативы предлагают сделать «круглый стол» постоянно действующим.
Он может стать еще одной площадкой для дискуссий, где могут собраться люди разных политических убеждений и пристрастий.

— Есть Лига избирателей, есть гражданский комитет, есть разные партии, есть давно и успешно работающие общественные организации, — говорит один из модераторов «Круглого стола» руководитель фонда «Индем» Георгий Сатаров. — Для того, чтобы они могли время от времени встречаться, обсуждать те важные проблемы, которые у нас сейчас возникают, нужен такой круглый стол.

Приглашенный на первое заседание известный мультипликатор Гарри Бардин считает, что вопрос изменения избирательного законодательства должен стать главным на «круглом столе»:

— Законодательство о выборах требует упорядочения. Новая Дума, новый президент… Существует много вопросов, которые требуют ответа. Но протестное движение должно вылиться в какую-то конкретную форму, чтобы оно не ушло в песок.

Георгий Сатаров так же, как и Бардин, поддерживает идею реформы избирательного законодательства, вслед за которым, по его мнению, последуют и другие серьезные шаги по изменению, к примеру, судебной системы.

— Чтобы было понятно, насколько это важно, приведу пример: всем ясно, что в России есть проблемы с независимостью суда. Но спрос на независимый суд, появляется прежде всего в элитах,и появляется вместе с политической конкуренцией. Независимый суд нужен им тогда, когда они наверняка знают, что их пребывание у власти не вечно и что их могут сменить конкуренты, вот тогда им точно и срочно нужен независимый суд.

Георгий Сатаров поддерживает предложение ассоциации «Голос» по изменению избирательного законодательства, их озвучит на круглом столе руководитель этой общественной организации Лилия Шибанова.

— Кардинально будет меняться принцип защиты конституционного права любого гражданина выбираться и быть избранным, любого гражданина иметь право выдвигать кандидатов, — считает Шибанова. — То есть защищается пассивное избирательное право. Концептуально возвращаются процедуры, и они немножко модифицируются, эти процедуры, которые позволяют защитить выборы от административного ресурса и вмешательства в избирательный процесс и максимально возвращается конкуренция политическая.

Участники «Круглого стола 12 декабря» ставят задачу не допустить социально-политического взрыва, возможность которого нарастает с каждым днем, и воспрепятствовать формированию пожизненной диктатуры в России.