Студентам провели «антинаркотический ЕГЭ»

В Чувашском государственном университете имени И. Н. Ульянова началось тестирование учащихся на употребление наркотиков. Уже есть первые результаты: на медицинском факультете выявили «положительную» студентку.

Однако из вуза ее не отчислят. По мнецнию организаторов этого — добровольного — тестирования, главная его цель — не выявить, а скорее предупредить распространение опасной заразы. Проверка позволяет определить даже тех, кто вообще попробовал наркотик впервые.

«Речь идет не о болезни, а о предболезни, и таких ребят нужно спасать, — объяснил „Труду-7“ главный нарколог России Евгений Брюн. — К счастью, среди школьников и даже студентов редко встречаются больные наркоманией (последних можно отнести к потребителям наркотиков, а это дело противозаконное). Жесткие меры, в частности обязательное тестирование на наркотики, как раз и нужны, чтобы молодые не занимались противоправными действиями».

Напомним: впервые вопрос об обязательном медицинском тестировании старшеклассников и студентов на предмет употребления наркотиков был поднят президентом РФ Дмитрием Медведевым в сентябре 2009 года. В 2010 году была принята стратегия государственной антинаркотической политики до 2020 года. Она включает множество мер, в их числе ужесточение уголовного наказания за распространение наркотиков. Президент также поддержал идею обязательного тестирования школьников и студентов. Этого давно добивались силовые и надзорные ведомства, надеясь таким образом сдержать рост наркомании среди молодежи.

По словам Евгения Брюна, в качестве эксперимента пробные тестирования в прошлом году прошли практически во всех регионах. Например, столичные школьники сдали «антинаркотический ЕГЭ» в апреле 2011-го, вслед за ними подобные тесты провели в Ярославле, Краснодаре, в нескольких вузах и школах Татарстана, а также в других городах.

Сторонники этой жесткой меры считают, что страх быть пойманным может стать сдерживающим фактором. Ведь для многих молодых людей употребление наркотиков — это своего рода демонстративный акт, бравада. Однако, по мнению Виктории Барцалкиной, заведующей лабораторией медико-психологической реабилитации Московского городского психолого-педагогического университета, директивные меры не помогут подростку, а лишь усугубят его положение.

«Тестовые полоски, с помощью которых можно отследить, принимал ли человек наркотики, выпускались для внутрисемейного пользования, — сказала Виктория Васильевна. — Втягивать в решение этой проблемы общественность просто недопустимо. И уж тем более нельзя превращать интимное, по сути, дело в масштабное мероприятие. Ведь любые исследования дают погрешность — плюс-минус 20–30%. А если пригласят ребенка с родителями сделать повторный анализ, представляете, какой это будет стресс?

Кстати, положительный результат может дать даже съеденная незадолго до исследования безобидная булочка с маком, если она приготовлена из некачественного сырья (с использованием маковой соломки, в самом маке опиатов нет). Правда, по словам Евгения Брюна, из нескольких тысяч проведенных среди студентов тестов ошиблись лишь в двух случаях. И очевидно, что сама процедура в скором времени станет обязательной. Минздравсоцразвития РФ уже готовит соответствующий приказ, в котором будут подробно прописаны правила проведения такого тестирования.

По данным опроса, проведенного Исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob.ru, предложение об обязательном тестировании школьников на предмет употребления наркотиков поддерживают 70% россиян. Против тестирования высказываются 14%. Затруднились с ответом 16% россиян.