Много ли путешествовали наши предки?

Я встретил очень интересную ссылку о жизни наших предков в селе Костёнки Воронежской области. Данные археологов показывают, что они жили из века в век на территории деревни уже 40 000 лет.

Увидев непрерывность исторических наслоений, показывающую жизнь многих поколений на одном месте, я задался дилетантским вопросом, который настоящим учёным наверняка не интересен. Я спросил себя — а насколько наши предки любили перемещаться в пространстве? И какие у них были для этого стимулы? Ради чего я бы стал переезжать со своего места? И нашёл следующие причины (если увидите иное — можно дополнить).

— в поиске работы или лучшего пропитания

— убегая от какого-то форс-мажора, чтобы сохранить свою семью

— имея воинское задание

— если я богат — в лучшие более комфортные места проживания

— если бы меня изгнали (потерял репутацию, отторгло моё окружение, племя )

— ради каких-то торговых интересов, представительств

Я делаю дополнительный акцент на то, что сегодня мы не живём общинно, иногда не знаем и соседа на лестничной клетке, с кровной роднёй-то встречаемся редко, а раньше покинуть племя, своё место в одиночку значило — потерять семью-племя, кроме которой смыслов жизни было не так много,- не было интернета, телевиденья, «бизнес» был общинным. ИМХО — редко кто доброй волей решился бы покинуть своё место. Если сегодня миграция россиян — очень не быстрый процесс, в прошлом он был значительно медленней. Миграция скорее всего осуществлялась не в одиночку, а всем племенем, если того требовала необходимость.

Вот как пересказывал Н. М. Карамзин сочинение греческого историка Феофилакта Симмокатта (VI век): «Во время войны с хазарским ханом в конце VI века греки взяли в плен трех чужеземцев, имевших вместо оружия кифары (т. е. гусли). Император спросил, кто они? «Мы славяне, — ответствовали чужеземцы, — живем на отдаленнейшем конце Западного океана (т. е. Балтийского моря). Хан аварский прислал дары к нашим старейшинам и требовал войска, чтобы действовать против греков. Старейшины взяли дары, но отправили нас к хану с извинением, что не могут за великою отдаленностью дать ему помощи. Мы с оружием обходиться не умеем и только играем на гуслях. Нет железа в стране нашей; не зная войны и любя музыку, ведем жизнь мирную и покойную». Император подивился тихому нраву сих людей, великому росту и крепости их; угостил послов и доставил им способ возвратиться в отечество».

Историка Карамзина нужно исследовать с крайней осторожностью, тщательно вдумываясь в каждое слово,- он был официальным историком официальной идеологии государства, а мы знаем, во что превращают историю и нынешняя формация и предыдущая — мы видели как заинтересованно предыдущая история искажалась и коммунистами и демократами. Однако в этом тексте, который я читал давно,- мне запомнились (как некий ключ или знак) не «славяне», а северные люди великого роста с гуслями. Сегодня я могу предположить, что Карамзин будучи и человеком на службе и честным — подбросил этот ключ специально,- для будущих поколений.

Откуда могли быть такие люди? Карамзин писал, называя такие страны «полунощными»,- скорее всего этот термин он пустил в обиход по описанию европейского путешественника — южанина, для которого всё что северней Ватикана,- полунощные страны, в которых южному человеку элементарно страшно. Люди великого роста и их мирное племя могло появиться только в тех местах, завоёвывать которые не возникает желания — там страшный лес, и никому не приходит в голову идти его побеждать, поэтому большие люди спокойно жили, никого не боясь, в одном месте и пели свои песни. И понятное дело, они хоть и не воюют, но оружие у них есть,- иначе при помощи чего они охотятся, чем они заготавливают лес для жилья и дрова для топки?

Что такое настоящий топор в полноте сегодня известно только одному человеку в мире — норвежцу Ховарду Бергланду, которому очень много лет, а то, что сегодня продают в магазинах — детские игрушки «цивилизации» (возможно я слегка преувеличил).

Люди великого роста привыкли к обилию зверя, птицы и рыбы, и имели особый северный (нордический) характер, обусловленный средой обитания. Они вынуждены быть,- более мужественными, более рассудительными во всех движениях, более трудолюбивыми, более общинными, более терпеливыми, более радушными, более бережными к своему соседу. Понимая — сегодня не выручишь ты, завтра не выручат тебя, а вокруг мороз. Взаимовыручка необходима северянам и сегодня. Высвобождается энергия, которая у других народов (живущих в более комфортных лакомых местах) направлена на защиту своего быта. Эта энергия (вероятнее всего) направляется на творчество, что легко подтверждается исторически — мы видим карельские деревянные чудеса,- уникальную архитектуру Севера, каргопольские игрушки, мы знаем, что большинство сказок России имеют северное происхождение. Мы видим, что из всех народов, населяющих Россию именно северные народы сохранили свои традиции в большей степени, и они доселе старательно берегут свою культуру.

И если Воронеж и Дон — для россиян — «юг» — был так стабилен как место для жизни на протяжении 40000 лет, то стоит ли предполагать, что полунощный Север постоянно мигрировал, что он — мечта древнего европейца или южанина Азии? Как сегодня, так и раньше,- только рыбка ищет где глубже, а человек — где лучше, соответственно проще. На Севере нужно топить жильё, там темно зимой, весь год не пойми какая погода, Медведь (Bear) топчет Земли (Land), комары и гнус, болота. Кто захочет туда переселится из Греции или из Рима из Индии или Византии, преодолевая огромные трудности непонятно чего ради? Кроме того — Земля была значительно менее заселена, а и сегодня пол-России пустует,- бери лучшее место.

И последнее. В миграциях наших северных предков нужно утвердительно предположить вектор на юг, обусловленный скорее не желанием переселиться, а желанием торговать. В доказательство этому есть данные раскопок в Пермском крае. http://northural.ru/article/serebro_parma/ Я нашёл наверняка не самую лучшую ссылку, но материал общедоступен,- в Прикамье находят монеты и сосуды, сделанные далеко на юге,- в Иране, Хорезме, Византии и в других местах (тут бы важно расшифровать список всех товаров-стран и понять и понять есть ли товары из Индии). Предполагается по характеру раскопок, что такие предметы служили не только для культовых целей, но и для обихода.

Представим себе южанина, торгующего с северянами,- он изнеженный мерзляк, для которого 10 градусов тепла — уже холод. Моя знакомая, как-то работавшая в Индии, рассказывала случай когда от понижения температуры в Дели до +12 градусов насмерть замёрло 70 индусов только на одном вокзале. Отсюда вывод — торговлю организовывали северяне,- путь длинный и опасный. Купцами и карго-системой-логистикой были именно они (обратите внимание на название старинного города Каргополь и задумайтесь о происхождении города с таким названием на Архангельской земле).

Я не претендую ни на какую научность в решении исторического вопроса, целыми поколениями учёных старательно и очень научно запутанного. Я читал Карамзина и всё удивлялся — куда исчезла дохристианская история? Но почему-то сегодня я убеждён — мы сможем найти все концы и связать их, именно такими — не столь научными методами, потому что это наша история и мы вместе сможем её увидеть, если не будем шориться, бодаться и настаивать только на своей версии, не исследуя иных. Мы вместе соберём по крупицам пазл нашей истории, который кто-то очень старательно разрезал на куски и перемешал. И понятно, что картинка не получится в формате Full HD, но каждый полустёртый кусочек мы сможем поместить на своё место и увидеть всю картину. В этой статье я набросал много вопросов, предложил способ исследования без обожествления своих предков, исходя из того, что мы по-сути такие же люди, как и они — движемся теми же простыми и практическими смыслами. Чтобы решить всю задачу хоть как-то, понадобится возможно 1000 статей, дополняющих друг друга, и помощь каждого — ведь мы живём в разных местах, имея лишь крупицу знания о своём. Новые идеологи пытаются выпятить какой-то факт, как самый значимый, но важно понять смысл и цель этого выпячивания. Нынешнее время не исключение. У меня возникло чувство, что пока мы не осознаем свою историю, мы не сможем ничего существенного сделать и в общественной практике, а нам нужно двигаться дальше. И хуже всего виден период от начала истории до полного утверждения Православия как идеологии Руси.