Реагенты дурного влияния убивают живую силу и технику

Экономика города напрямую зависит от пропускной способности его магистралей. Мировая практика доказывает, что убытки, которые может понести мегаполис, сэкономивший на организации снегоуборки, несопоставимо выше любых мыслимых затрат.

Впрочем, суммы, затрачиваемые на уборку снега в Москве, в разы превосходят аналогичные показатели в Европе. Так, в Германии на очистку всех автобанов страны, общей протяжённостью 12 819 км, в снежный 2011 год потратили порядка 1,5 млрд. рублей, а на московские дороги «высыпалась» за тот же период примерно в два раза большая сумма. При этом в Москве всего около 4800 км дорог, и лишь четверть из них — магистральные.

Как нас травят

Столичные власти традиционно закупают твёрдые и жидкие реагенты для обработки дорог в зимний период, для чего из бюджета ещё в 2011 г. было выделено около 2,5 млрд. рублей, что на 70% больше, чем в прошлом сезоне. Причём, похоже, что, несмотря на обещания использовать новое поколение специальных средств вкупе с новыми технологиями зимней уборки, на столичные дороги продолжают выливать жидкости сомнительного производства.

«Никаких качественных изменений я, как автолюбитель, не почувствовал. Моя машина, как и раньше, покрывается слоем какой-то жуткой плёнки. Мне кажется, ничего не изменилось», — делится своим опытом председатель общественного движения «Наша столица» Александр Закондырин. По расчётам коммунальщиков, только за период с ноября по февраль на московские дороги может вылиться 120 тыс. тонн жидких реагентов на сумму в полмиллиарда рублей. Так, нас уже более 10 лет травят и подвергают повышенной опасности на мокрых, не высыхающих даже при 20-градусном морозе дорогах наши же городские власти. А очередной 10-летний план борьбы с гололедицей держится в строжайшем секрете.

«Когда начинают говорить о новых технологиях, это либо просто не соответствует действительности и, таким образом, является мошенничеством, либо означает, что кто-то плохо понимает предмет, — комментирует ситуацию Александр Закондырин. — Пока городские власти внятно не объяснили, что они собираются делать. Тем временем Пётр Павлович Бирюков, отвечающий за уборку города, до сих пор работает и признаётся эффективным сотрудником городской администрации. Я не очень верю в его инновационный подход и нанотехнологии по той простой причине, что раньше его не интересовало ни то, ни другое. С чего он их сейчас начнёт внедрять?»

Чем больше, тем лучше?

Вто время как в той же Германии улицы федерального значения посыпают влагосодержащей солью, мы больше десятилетия вдыхаем пары жидкого 20%-ного раствора. А ведь раньше наши улицы очищали от льда и снега способами, похожими на современные европейские. Непосредственно перед обработкой дороги Европы чистят либо обрабатывают их ещё до выпадения снега, ориентируясь на краткосрочные метеопрогнозы. Такая соль, содержание влаги в которой зависит от погодных условий и составляет 5% или 30% от общей массы, позволяет использовать меньшее количество реагентов на квадратный метр.

Так, по расчётам наших управленцев, в среднем необходимо не менее 40 г на квадратный метр дороги, а в реальности её точно никто и посчитать-то не может. Подобные нормативы были приемлемыми на Западе лишь в 60‑е гг., сегодняшние допустимые границы — это 10-20 г на квадратный метр при абсолютном табу на использование соли в жилых кварталах.

И дело не только в качестве противогололёдных материалов, но и в их количестве. Оно не зависит ни от погодных условий, ни от принятых норм, а лишь от необходимости использовать то, что было закуплено, — иначе просто не на что будет тратить положенные бюджетные средства. «Вреден не столько сам натрий хлор, сколько то, что его льют тоннами. Если больному дать вместо положенной таблетки килограмм лекарства, то это, конечно, уже будет вредно. Главный вывод — это то, что у нас интересы природы не имеют никакого значения», — комментирует ситуацию биолог Константин Захаров.

Страдают все

Наши чиновники считают использование соли и различных солевых растворов экологически безвредными мероприятиями, но даже мы с вами, простые обыватели, понимаем, что на самом деле эти средства совсем не безобидны. Приходящая в полную негодность иногда и за пару недель обувь, коррозия автомобилей и воспалённые лапы домашних животных — наглядное подтверждение вреда, наносимого солями.

Другие «эффекты» рассеивания соли менее заметны глазу или становятся видны только несколько месяцев спустя: корни деревьев не могут впитывать достаточное количество воды. Страдают растения и микроорганизмы, не говоря уже о вреде, наносимом грунтовым водам. Конечно, такое воздействие не способствует озеленению города — в первую очередь страдают аллеи.

Константин Захаров, изучающий природу Москвы считает, что за последние 15 лет ситуация с растительностью в городе ухудшилась: «Раствор хлорида натрия очень вреден для деревьев, за годы его бесконтрольного использования потравили множество зелёных насаждений вдоль дорожной полосы». Кстати, с детьми лучше гулять исключительно в парковых зонах, поскольку малыши в силу своего роста получают гораздо более высокие дозы испарений от применяемых реагентов.

Экологи, СМИ и само общество в развитых странах уже смогли заставить правительство минимизировать количество химикатов на дорогах и продолжают призывать к повсеместному переходу на экологически чистые альтернативы. В первую очередь следует как можно активнее использовать снегоуборочную технику, а главное — лопату и лом для раскалывания льда! А вместо соли там, где это необходимо, — щебень, песок и гранулы, которые также снижают риск поскользнуться, но не имеют вредного воздействия.

Некоторые снежные страны отказываются от соли на дорогах и из соображений безопасности. Опыт показывает, что водители слишком быстро гоняют по растаявшим чёрным трассам, и это лишь способствует аварийности, в то время как по белым снежным улицам стиль езды у большинства более консервативный, осторожный. Правы наши автомобилисты, которые жалуются и на более длинный тормозной путь на обработанных дорогах. Всё дело в тонкой скользкой плёнке, которая образуется как на дороге, так и на тормозных колодках, и мешает сцеплению с дорогой, порой вдвое удлиняя тормозной путь.

В Германии некоторые домо­управляющие организации и частные домовладельцы, несмотря на запреты, самовольно используют соль для очищения своих дворов от снега и льда. Однако штраф за её применение составляет минимум 500 евро.

А находчивые англичане придумали посыпать улицы гранулированными наполнителями для кошачьих туалетов — они тоже делают улицы менее скользкими! Так что владельцам кошек зимой лучше запасаться туалетными наполнителями заранее.

Пёс в сапогах

Не надо быть активным защитником животных, чтобы понять, что братьям нашим меньшим приходится хуже всех. Особенно тяжело безнадзорным животным, реагенты не только разъедают лапы, но и в большом количестве попадают в организм. По мнению главы Центра защиты прав животных Ирины Новожиловой, химии на дорогах опять слишком много. «В этом году поступали жалобы от населения на большое количество мёртвых птиц. Дело в том, что голуби, естественно, пьют воду из луж, а с водой в организм попадают и все эти химикаты».

В случае применения различных хлоридов собаки, конечно, ощущают неприятное раздражение на лапах, поэтому стараются избегать мест, обильно посыпанных реагентами. А ветеринары рекомендуют выгуливать своих любимцев вдали от проезжей части, предварительно обработав им лапы вазелином. После прогулки лапы и живот нужно тщательно промыть водой. Многие москвичи вынуждены даже надевать ботиночки или комбинезоны на своих собак перед выходом на улицу.