Ведущий интернет-портал России Яндекс под угрозой

Ведущий интернет-портал России «Яндекс» в центре внимания последние дни. На прошлой неделе он объявил о своем намерении выручить один миллиард долларов за первичное размещение акций на бирже Nasdaq в Нью-Йорке. На этой же неделе имя Яндекса упоминается в российской прессе в связи с куда менее приятными новостями.

Поисковая система заявила, что была вынуждена предоставить ФСБ личные данные о гражданах, воспользовавшихся «Яндекс-Деньгами», чтобы пожертвовать сайту для борьбы с коррупцией. Это рождает следующий вопрос: остается ли Яндекс столь же привлекательным для иностранных инвесторов?

Блоггер Алексей Навальный, который стоит за антикоррупционным сайтом, сообщил, что Яндекс предупреждал его о возможной необходимости передавать информацию, если правительство выдаст запрос в письменной форме.

«При открытии счета Яндекса для сбора средств они нас сразу предупредили, что информация может быть предоставлена спецслужбам, но только если запрос поступит в письменной форме», — заявил Навальный русской службе ВВС во вторник.

Несмотря на это, Навальный сообщил, что начнет пользоваться собственным сайтом для сбора пожертвований, так как пользование услугами Яндекса не позволило организации «уйти от чрезвычайного внимания со стороны спецслужб», на что он сильно надеялся.

Навальный является лишь одним из пользователей системы «Яндекс-Деньги», и его случай довольно уникален. Тем не менее, история привлекает больше внимания после публикации финансовых результатов «Яндекса». В подразделе «риски» отмечается, что «Яндекс» будет бессильным в борьбе с незаконным захватом бизнеса со стороны олигархов, которые время от времени захватывают «выгодные предприятия». «Мы можем оказаться целью такого захвата в будущем и, в зависимости от силы политического влияния причастных сторон, наша способность бороться с этим ограничена», — отмечено в докладе.

Согласно докладу, «Яндекс» может столкнуться с конкуренцией со стороны финансируемого государством интернет-портала, который находится в процессе разработки. А также, может быть вынужден выходить на биржу в Нью-Йорке и в Москве одновременно, хотя компания зарегистрирована в Амстердаме.

Инвесторам еще не ясны последствия этих рисков, особенно американским технологическим фондам, которые хотят быстрее включиться в быстро развивающийся рынок.

В марте «Яндекс» занимал шестое место в списке самых посещаемых поисковых порталов в мире, согласно данным исследовательского бюро comScore, тогда как портал LiveJournal оценивает в 65% участие «Яндекса» в российском интернете. Google располагает 22%.

История Навального и Яндекса навряд ли помешает 58,9 миллионам пользователей ресурса. И, учитывая сильную позицию «Яндекса» на российском рынке, потенциальные инвесторы тоже не испугаются.