Высшее образование умирает, но не сдаётся

Сегодняшнее высшее образование — это такая чудо-машина. Которая больше существует сама для себя, чем для общества. Потому что на заре времен, когда людей еще жило мало, то очень заметен был вклад или, наоборот, невклад каждого человека или социальной группы, как кирпичика или атома общества, в общее благо, когда же людей живут миллионы, то можно, некоторое время, незаметно себе существовать, не давая ничего в копилку общего блага.

Примерно этим сегодня занимается отечественная система высшего образования. Для многотысячной преподавательской и околовысшеобразовательной братии — студенты, пока они еще есть ( их количество всё время уменьшается ) — хлеб насущный. Тогда как для неглупых молодых людей — вся эта веселая компания — пятое колесо в телеге их жизней. А сами вузы, консервативные и замкнутые, в силу специфики своего внутреннего устройства, во времена всеобщей открытости и глобализации становятся и вовсе местом, которое следует избегать всем перспективным молодым людям, дабы не подвергать себя деградации. Очевидно только то, что с течением десятилетий, роль университетов постепенно изменилась — от «храма науки» столетие назад, «кузницы инженерных кадров» во времена расцвета Советского Союза, до места, куда попадает каждый желающий школьник после окончания школы, в наши времена. Сегодняшние университеты весьма пёстрое сообщество и выполняют они разные функции — от клуба, где можно завести друзей, весело провести время, попользоваться спортзалом и бассейном — до тихой, невзрачной конторы по выдаче дипломов.

Такая неправильная, на мой взгляд, ситуация сложилась вследствие, как всегда, комплекса, как всегда, взаимосвязанных причин: с одной стороны фундаментальная наука уже выполнила свою задачу, позволив построить нам высокотехнологическое общество, так что остается, лишь, потреблять его блага, с другой стороны, мы не занимаем больше никакого весомого места в мировой системе разделения труда и, даже, более того — мировая система разделения труда не предполагает, чтобы мы заняли там какое-то место. Ругать в этой ситуации некого. Никто не знает какую экономику мы создаём. Постиндустриальную? Тогда какая она? Автомоечно-шиномонтажная? Торгово-центрально-развлекательная? Но, друзья, для этих сфер деятельности не нужны университеты в привычном понимании этого слова.

Так что, нашим университетам не остаётся больше ничего, как быть забавными бутафорными образованиями, работающими над созданием лампового телевизора, в то время как уже изобретены плазменные. Университеты всё чаще вынуждены продавать иллюзию. Иллюзию того, что ты учащийся, а не партоместо, что ты растешь над собой, а не сражаешся с обрушивающимся на тебя багажом никому ненужных знаний. Не знаю, есть ли еще сфера, где можно так ловко запаковать в упаковку и продать пустоту. Хотя, всё же не совсем пустоту, а лейбл «в.о.» — для всех любителей лейблов, званий и регалий, да еще на выходе получаем очень даже Diploma, удостоверяющая, что вы десять миллионов сто тысячный экономист или, там, маркетолог в стране с миллионом рабочих. Но это никого не смущает, просто время такое. Скоро телеканалов будет больше чем телезрителей. Может это и есть постиндустриализм? Так что вся наша Diploma — это символ смеха, которым громко смеется над нами весь цивилизованный мир.

С другой стороны, возможно, и неправильно утверждать, что наша система образования не даёт ничего в копилку общего блага. Ведь она даёт приют под своим крылом многим молодым повесам, гулякам, бездельникам, которым, кроме как в университеты и идти то больше некуда. Когда-то, эту социальную роль выполняли работные дома и прочие похожие учреждения, сегодня эта роль легла на плечи университетов.

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о том, как был загублен духовный и, соответственно, интеллектуальный потенциал нации. Сделано это было незаметно, но последствия этого будут грандиозными. Процесс дезориентации потенциальных взрослых происходил по нескольким фронтам, передовым и самым боеспособным из которых, можно считать мультимедийный масскульт, преимущественно американского происхождения, опошляющий всё живое и неживое. Ментальный фон общества и ценностные категории взаимоотношений индивидуумов в нём, такие как, высокий уровень культуры, воспитанность, толерантное отношение друг к другу, характиризирующие любое высокоорганизованное общество, подверглись проверке на прочность целым калейдоскопом информационной грязи. А что нам, товарищи, еще сегодня, в начале 21-века, нужно, собственно, знать? Быть может, нам начать изучать в университетах, как делать два прихлопа, три притопа? 🙂

Подытожив, скажу, что будущее такой системы образования, по моему, тоже очень прозрачно — большинство университетов просто исчезнут за ненадобностью.