Сочи: аллегоричное фондю

Начало XVIII века, эпоха Петра Великого. В истории нашей страны этот период считается поворотным. Его принято изучать по литературному произведению графа А. Толстого «Пётр I», написанному по заказу товарища Сталина.

Червяки в тарелке

Нет слов, роман превосходный – но это роман. Он далёк от истины. Есть более серьёзные источники. Взять хотя бы Ивана Ивановича Голикова – «Деяния Петра Великого, Мудрого Преобразователя России».

Что мы знаем о Петре I? Ходил по кабакам, с мужиками пил водку, у крестьян детей крестил. Бил палкой Алексашку Меньшикова – но бил за дело, когда тот воровал без оглядки на интересы страны, в которой жил. В XVIII веке ГоССударю было проще: его не выбирали, с момента коронации до смерти он был помазанник Божий. Его власть не ставилась под сомнение. ГоССударь повелел – бояре приговорили. Всё, никакой оппозиции, никаких дебатов и возражений. Петра боялись, это был образец ГоССударя. Страх перед ним базировался не на Преображенском приказе, не на князе-кесаре, это вторично. Причина страха была проста – в любой момент ГоССударь мог зайти куда угодно.

ГоССударя ждали ВСЕ, ВСЕГДА и ВЕЗДЕ. Принцип прост: кто не дождался – Я не виноват.

Сегодня ГоССударя не ждут. НИКТО и НИГДЕ.

Приказной люд знает – визит объявят месяца за три. Не позже. За это время пыль можно свезти со всей России-матушки в любое место и в любом количестве. Пустить её в глаза – вопрос, имеющий простое техническое решение. Он отработан годами, любой уважающий себя чиновник знает его как «Отче наш».

Когда все люди отмечали Новый год, я полетел в Сочи. Никаких лыж – позвонил старый друг. Давид попал в Хостинскую больницу, срочно требовалась операция. К сожалению, я имею печальный личный опыт лечения в этом учреждении. Назвать его здравоохранительным – язык не поворачивается. Мне довелось своими глазами видеть ржавое оборудование в операционной, неквалифицированного хирурга (который так меня прооперировал, что потом пришлось долгое время лечиться повторно). Поэтому я испугался. Но Давиду повезло больше. В больнице оказались врачи из Краснодара, они его и прооперировали.

Во времена моей молодости по Сочи можно было изучать всю географию и этнографию СССР. Райский уголок! Выходишь на вокзал, все 33 удовольствия: пляж, шашлык, вино, добродушные люди… Не забыли присказку – знал бы прикуп, жил бы в Сочи? Я помню его двадцать лет назад, до распада Советского Союза. Это была всесоюзная здравница, куда выехать семьёй мечтал любой человек.

Мы с другом решили прогуляться по городу. Поехали на Красную Поляну. Из города не могли выехать два часа: дорогу перекрыли. Таксист пошутил:

– Государь едет…

Я спросил: «Который»?

Приехали, понял: ГоССударь здесь. Через каждые пять метров – полицейские. Проводят противодиверсионные мероприятия. Берегут. Удивился, когда таксист выставил счёт. Я спросил про счётчик, в его глазах мелькнул ужас.

В ресторане «Приют» решили пообедать. Что совершили ошибку, поняли уже потом. Официантка сначала приняла заказ, а через час заявила: fondue, которое мы имели неосторожность заказать, на кухне нет. Ещё час ушёл на выяснение – есть всё-таки на кухне fondue или нет.

Попросили горячее, принесли грибной суп. Ну я-то ладно – в армии служил, в тарелку глядеть не приучен. Мой товарищ из той же «серии». Но вся беда в том, что он был с дочерью.

– Дядь Володь! Тут черви!!!

Мы с другом уже съели по полтарелки…

Позвали администратора, попросили пригласить директора.

– Директора нет. Его днём здесь не бывает.

За червяков администратор извинился, но в счёт fondue вписали. За него мы, естественно, платить отказались. По скорбным лицам обслуживающего персонала я понял: с этого момента моя скромная персона стала для них в один ряд с врагом рода человеческого.

Спустились вниз, пошли в ресторан «Поляна». Пока ждали заказ, заходит мужчина. Друг говорит:

– Это мэр Сочи…

Тот поел, расплатился, ушёл.

Утраченный колорит

Мэр, как и вся здешняя администрация, не местный. Для них главное – в срок закончить строительство. Судя по всему, команда хорошая – для выполнения сверхзадачи собранная со всей страны. Местное население её интересует намного меньше, чем благоволение ГоССударя, а потому и туристы им тоже до лампочки. Приехали – уехали. Дальше – куда назначат.

Во времена моей молодости в Сочи был прекрасный Дендрологический парк «Южные культуры». Очень хотелось посмотреть, но не удалось. Никого, кроме кассира Раи. Поинтересовался у неё про директора: «Он ботаник?» «Нет. Военный. У нас теперь здесь все военные…»

Он тоже никого не ждёт.

Вместо парка – дендрологические руины. Со слов кассира – директор посещает вверенный его заботам парк только летом, когда, как он считает, основной наплыв туристов. Потом отбывает в Москву, на историческую Родину. Исходя из военно-дендрологической логики, в остальное время туристы должны любоваться забором и стоящим на берегу пруда пунктом милиции №5. В отличие от парка –отремонтированным.

Больше всего меня убило не ресторанное меню на русском и английском; не таксист, пугающийся при слове «счётчик», – это можно пережить. К сожалению, мы потеряли колорит Северного Кавказа. Боюсь, безвозвратно. Сочинское гостеприимство ушло в прошлое вместе с Советским Союзом. Не хочу быть злопыхателем, построено многое. Но не осталось людей, которые могли бы это многое содержать.

Давид был одним из тех, кто организовывал московскую Олимпиаду. Скоро начнётсяОлимпиада сочинская. Она пройдёт, что дальше? Построенные здания останутся, что сними делать?

А швейцарцев, которые приедут в Сочи в 2014 году, удивлять будем чем – fondue? Англичанам нальём – whisky? Немцем покажем – Brandenburg?

Им интересно посмотреть местные достопримечательности. Всё вышеперечисленное они могут увидеть у себя дома. В Россию для этого ехать совершенно не обязательно. Дядя Коля – отец Давида, – будь ему земля пухом, инвалид, участник ВОВ, про Сочи знал больше, чем любой краевед. Сколько ещё таких дядь Коль осталось в живых? У них есть дети, которые тоже могут многое рассказать про город, где они живут. Но их, как и всё остальное местное население, из этого процесса благополучно исключили. А ведь все эти люди являются наследниками местных традиций, которые завезти невозможно. По логике – именно им предстоит встречать гостей Олимпиады!

В Древней Греции, во время проведения Олимпиады, все войны прекращались – независимо от результата. Кто победил, кто проиграл, значения не имело. Как и то, кто первый выстрелил. Хочу верить, мы вспомним это и сейчас. Помиримся с соседями.

Каждый день читаем, видим, слышим: «Президент посетил строящиеся олимпийские объекты»… «Председатель Правительства провёл совещание»…

Когда Президент или Председатель последний раз обедали в ресторане? Когда они последний раз заказывали такси?

Нет, естественно, если они на такси поедут в ресторан – там весь салон счётчиками увешают и фондю из Парижа на пароходе приедет, кто б сомневался. Хозяин этого «Приюта» месяц перед дверьми рядом со швейцаром стоять будет. И главное – будет ждать простых туристов вроде меня. А вдруг вместе с ними президент или премьер придут?

Первые лица государства от Государства отсечены несокрушимыми рядами чиновников, которые утопят любого террориста в бумаге «на раз». Зачем нам ФСО? Понимаю, они будут в ужасе рвать волосы на голове, если ГоССударь пойдёт обедать в обычный ресторан.

Государственный муж

Что такое ГоССударь? Производное от слов Государство и Сударь – Суд, который должен быть скорым и справедливым. Это Государственный муж. Человек, не только занимающий определённую должность, но и берущий на себя бремя ответственности, к указанной должности прилагающееся. С бременем у ГоССударей всё в порядке, но за ним оказались забыты те, для кого это бремя придумано, – люди.

Когда стройка только начиналась, «Единая Россия» объявила, что берёт под контроль строительство олимпийских объектов. Сейчас объекты в завершающей стадии строительства.

Вольф Андреич – наше всё, бессменный тандем с 20-летним стажем протирания штанов в Госдуме. У них «постоянно воруют голоса» и «такой грязной кампании я ещё не видел»… Антинародный режим мешает вам работать? Взять ответственность за происходящие в стране процессы не позволяет международная буржуазия? Подонки! Однозначно! Их люди интересуют только в одном качестве – электората. Раз в 4 года с бюллетенем к урнам пришли, и всё. О них забыли. Кто вам мешает съездить в Сочи сейчас и посмотреть, что там творится? Или вас интересуют только глобальные прожекты? Вы их не тянете…

За последние 20 лет вы что сделали, кроме скакания по тусовкам и раздачи интервью?

Что иностранец, который приедет на Олимпиаду, знает про Северный Кавказ? Бандподполье, спецоперация – далее со всеми остановками. Мы ждём любителей экстремального туризма? Да нет их столько.

Что про Северный Кавказ знают граждане России? То же. Мы в Ледовом дворце 45-й полк ВДВ разместим? Ему и в Москве неплохо.

В России национальная забава: строим новое – под корень вырубаем старое. Вместе с водой выплеснуть ребёнка нам не впервой. Новый город построили – старых людей убрали, вместе с ними снесли всю инфраструктуру, доставшуюся от предшественников. Новую не создали. Главное – кирпичи. Не люди, они вторичны.

Когда Сочи соединится с Минеральными Водами, это будет уникальный проект, имеющий мировое значение. Но только при правильной форме организации проведения досуга как для приезжих, так и для местных жителей. Если их убрать из этого процесса, мы получим город-гостиницу. Только непонятно – кто будет в ней жить.

Номера, как в Европе, построить несложно. Технология известна. Только во Францию люди едут, чтобы посмотреть страну. Увидеть то, ЧТО ОНИ НЕ УВИДЯТ ДОМА. Я не могу дома увидеть полицейский участок или fondue? Вы всерьёз так считаете?

Фондю – это аллегория. Раньше мы имели великолепную национальную кухню народов Северного Кавказа, которой восхищался ещё Дюма. Она является выразителем квинтэссенции народа, его духа, его традиций. Гастрономия Северного Кавказа изысканна и разнообразна, она готова дать фору любым иностранным деликатесам. Нам есть чем восхищаться и есть чем восхитить. Армянская, грузинская, вайнахская (кстати, халяльная) и много других кухонь народов России – это очевидная вещь. Она должна подтянуть под себя и качество продуктов, это мы обязаны представить гостям, а не fast food. Резиновые гамбургеры интересны только американцам.

За этим я готов ехать в Сочи, платить деньги. И не только я. Как любого туриста меня интересует СЕРВИС.

Мы город-сад (без сада) для кого строим – для отчётности?