От кризиса спасают воровство и общественные работы

В европейских странах дорожает топливо. Обыватели опасаются, что возможное прекращение поставок иранской нефти в ЕС вызовет дальнейший рост стоимости бензина, а вслед за этим вверх потянутся цены и на все остальные товары

Режим экономии, прописанный европейскими лидерами для стран Евросоюза как средство от кризиса, в реальности ощущается уже достаточно давно, и не только на территории еврозоны.

Например, в Чехии еще за месяц до Нового года население принялось скупать все, что можно хранить про запас. В стране подскочили цены на продовольствие, электричество и газ. Не говоря уже о бензине. По данным AFP, местами Чехия стала напоминать Россию девяностых годов — безработные граждане воруют электрические кабели, церковные колокола и части всевозможных конструкций, содержащие цветные металлы. Чтобы потом продать и добыть денег на пропитание.

В Венгрии, сообщает BBC, немало людей, потерявших работу еще 20 лет назад. Чтобы создать рабочие места для 200 тысяч человек, венгерское правительство планирует пойти на меры образца эпохи Великой депрессии 30-х годов прошлого века. Население будет массово привлекаться к общественным работам — подметать улицы, рыть канавы, собирать овощи. Рост цен при этом в Венгрии не прекращается.

В Польше прошли массовые акции протеста автомобилистов, вызванные очередным подорожанием бензина.

В некоторых странах еврозоны немногим лучше. Недавно правительство Италии в рамках антикризисных мер повысило акцизы на бензин. Жители Бельгии в предчувствии надвигающегося на королевство режима экономии на днях провели массовые акции протеста. Практически повсеместный в Евросоюзе рост цен, в том числе на бензин, усиливает тревожные настроения.

Гнетущую неопределенность в ситуацию добавляет наложенное Евросоюзом эмбарго на поставки в ЕС иранской нефти. Люди всерьез боятся, что им придется в полном смысле расплачиваться за политические игры своих правительств. Даже в отчете МВФ говорится, что эмбарго вызовет на мировых рынках ежедневный дефицит в полтора миллиона баррелей иранской нефти, который не смогут компенсировать другие экспортеры.

Впрочем, аналитики не торопятся прогнозировать взлет европейских цен на бензин как обязательную реакцию рынка на иранский форс-мажор. Так, эксперт Института Энергетики и Финансов Сергей Агибалов в интервью радиокомпании «Голос России» заметил:

«Если говорить о постепенном замещении иранской нефти на европейском рынке, то здесь как таковой проблемы нет. Могут быть поставки из других источников, в любом случае есть резерв, какого-то масштабного дефицита не будет, рынок может быть сбалансирован. Если же говорить именно о конечных ценах на заправках, то здесь непосредственная цена на нефть — один из важных компонентов, но по большому счету не решающий. Потому что к этому добавляется еще большой процент налогов.

Конечно же, если идет общий высокий тренд на увеличение стоимости нефти, то это постепенно сказывается на розничном рынке. Но каких-то глобальных всплесков цен на нефть и серьезного удорожания бензина в долгосрочной перспективе, скорее всего, не будет».

Однако в арсенале многих правящих кабинетов повышение налогов на бензиновый бизнес — излюбленный инструмент экономического регулирования в условиях кризиса.