Рунет как острие копья антипутинских протестов

4 декабря на улицах Москвы их было 5000 человек, 10 декабря — 50 000, 24 декабря — 100 000. «Недовольные», «возмущенные», оппозиционеры», «граждане», «патриоты» — такие определения этой растущей протестной массы прозвучали в СМИ, которые пытались выявить основные движущие силы в невиданном за всю путинскую эпоху движении. Огромный национальный резонанс для всегда бывшего в меньшинстве течения.

На сцене, которая появилась 24 декабря посреди проспекта Сахарова, по очереди выступали оппозиционные лидеры, бывшие министры и видные представители гражданского общества. В их числе также оказался блогер и адвокат Алексей Навальный.

Ему, как прекрасному оратору, удалось увлечь толпу. Напомнив о значимости российской Конституции, он настойчиво подчеркнул, что единственным легитимным источником власти является сам народ.

Тем не менее, автор знаменитой фразы «партия жуликов и воров» (так прозвали путинскую «Единую Россию») — довольно неоднозначная личность. Этот рыцарь в сияющих доспехах активно работает в своем блоге «Роспил» (в нем он публикует информацию о фактах коррупции) и над новым проектом «РосВыборы», который нацелен на организацию системы гражданского наблюдения на будущих выборах.

То есть, с одной стороны юрист воплощает в себе борьбу с коррупцией на всех уровнях государственного аппарата и крупных предприятий. В то же время его политические заявления близки к ультранационализму, а его присутствие на нескольких экстремистских манифестациях привело к исключению из демократического объединения «Яблоко» в 2007 году.

Имидж Навального соответствует образу всего движения: он гражданский, двойственный и миноритарный.

Небывалый размах

Движение зародилось на следующий день после парламентских выборов, победу на которых одержала «Единая Россия» с впечатляющим (пусть и не столь внушительным, как на прошлом голосовании) результатом в 49%. Как считают неправительственные организации, например, «Гражданин наблюдатель», при подсчете голосов были допущены массовые нарушения: по данным последних на тот момент опросов, в столице за партию власти намеревались голосовать не более 20% человек. Аналогичные наблюдения поступили с тысяч избирательных участков от Калининграда до Владивостока.

На следующий день после выборов москвичи и жители других городов вышли на улицы, чтобы выразить протест против лицемерия властей. 10 декабря состоялась крупная манифестация на Болотной площади в Москве, где собрались более 30 000 человек, предварительно договорившись о встрече в Facebook.

Социальная сеть, о которой премьер-министр незадолго до этого высказывался пренебрежительно, стала противовесом власти. 24 декабря ей удалось добиться немыслимого и собрать на проспекте Сахарова 100 000 человек. Репортажи о манифестации появились в эфире российского телевидения, что также стало первым событием подобного рода с момента прихода к власти Владимира Путина.

Выдвинутые требования были предельно ясны: освобождение политических заключенных, в том числе Михаила Ходорковского и его партнера Платона Лебедева, расформирования полицейских структур и спецслужб, реформа судебной системы, отмена результатов и проведение новых парламентских выборов, отставка председателя Центральной избирательной комиссии Владимира Чурова и принятие нового закона о регистрации партий.

Другими словами, манифестанты потребовали разрушения путинской системы, которая основана на автократической власти при поддержке правоохранительных структур и спецслужб. Такие шаги, по их мнению, являются необходимым условием становления правового, демократического и прозрачного государства.

Декабристы 2.0

Главным источником протестного движения в СМИ чаще всего назывались социальные сети, в результате чего его сторонников прозвали «декабристами 2.0». Тем не менее, как следует из опроса Левада-Центра, лишь 37% участников манифестаций являются их активными пользователями.

Деятельность этих 37% определяет собой структуру обмена информацией в сети. Так, Facebook, ВКонтакте и Twitter предоставляют возможности для организации протестов, но все еще не выступают в качестве площадок для политических дебатов.

Кроме того, прокремлевские молодежные движения, такие как «Наши» или «Молодая гвардия» также используют их для организации собственных собраний, причем уже не первый год. Все манифестанты регулярно выходят в интернет, чтобы поделиться мнением и узнать последние новости. Однако этого нельзя сказать о 140 миллионах граждан Российской Федерации, в домах многих из которых нет подключения к всемирной сети.

62% собравшихся на проспекте Сахарова имеют дипломы о высшем образовании, и более 70% занимают пост, который можно приравнять к руководителю или чиновнику среднего звена. Если сравнить с населением российской столицы, 100 000 человек представляют собой 1% от официального числа городских жителей. «Декабристы 2.0» — это тончайший слой российского общества, на действия которого, тем не менее, нельзя смотреть с пренебрежением.

Гражданский «большой брат»

Доказательством служит тот факт, что, несмотря на попытки закрутить гайки после проявления первых симптомов, Кремль в итоге дал добро на проведение демонстраций. Более того, исполнительная власть приняла во внимание требования манифестантов, пусть даже Владимир Путин изначально назвал их борцами со СПИДом.

Глава государства Дмитрий Медведев сделал целый ряд заявлений о принятии мер по демократизации режима, тогда как кандидат на мартовских выборах Владимир Путин вступил в область веб 2.0, запустив собственный интернет-сайт. Увы, его инициатива очень быстро обернулась провалом: ресурс, который призван был собирать жалобы граждан, захлебнулся в потоке призывов к отставке премьер-министра.

Несмотря на то, что все эти нелицеприятные высказывания были в экстренном порядке заменены на слова благодарности, скриншоты «до и после» блогера edvvvard в мгновение ока облетели всю сеть, продемонстрировав «советские» и «чекистские» методы кандидата в президенты.

Весь рунет сотрясался от смеха и не без злорадства засыпал предложениями услуг по веб-стратегии агентов бывшего КГБ, которым переход к новым технологиям, по всей видимости, дается с большим трудом.

Впервые за более чем десять лет слова Политковских, Лимоновых и прочих Каспаровых нашли себе место и аудиторию. Созданная активистами наблюдательная структура вынуждает власть пересмотреть свои методы и свидетельствует о появлении общенационального «большого брата». В то же время российское общество не привлекает и хаос цветной революции.

Подтверждают это и данные последних опросов: Владимир Путин может стать президентом уже в первом туре с результатом в 63% голосов.