Ордынский: о значениях слова «служба» в русском языке

От редакции. Предлагаем вниманию читателей небольшой текст председателя общества ревнителей истории г.Казани Василия Ордынского. Несмотря на то, что текст содержит спорные с богословской точки зрения моменты — отождествление государства, исполняющего катехоническую миссию, с Самим Катехоном, — в тексте просто и ясно изложены те прописные истины, о которых нельзя забывать всякому человеку, любящему Отечество.

В русском языке у слова «служба» 2 основных значения:

1) служба государству (прежде всего, военная служба);

2) богослужение.

Слово «служба» свидетельствует о том, что в сознании русских людей на протяжении веков работа на государственные структуры воспринималась как единое целое с причастностью Православной Церкви.

Здесь служба в армии, работа на государственные структуры («служить чиновником»), управление той или иной государственной структурой в рамках «службы царю» (армейским подразделением, ведомством, губернией) выступает в качестве единого целого с исповеданием (включающим в себя как религиозное мировоззрение, так и собственно исполнение религиозных ритуалов).

Эта многозначительность слова «служба» свидетельствует о том, что у русских людей было целостное христианское мировоззрение, несмотря на то что, якобы, «Русь была крещена, но не просвещена».

В христианской религии изначально с момента её возникновения религиозными ценностями была пронизана вся жизнь христиан, без разделения сфер светских и религиозных.

Слово «служба» напоминает нам о тех временах, когда русские православные христиане (как и ранние христиане) жили верой и не выделяли ее ни из частной, ни из публичной сферы своего бытия. (Включая политическую деятельность, выражавшуюся в государственной службе).

Пример синтеза политической деятельности (в современном понимании этого слова), воинского служения, и службы Богу — деятельность Минина и Пожарского по освобождению Отечества от иноземных захватчиков.

Известный правовед и византинист Алексей Величко в своей статье «Правовая (каноническая) природа Вселенских Соборов» [1] ссылается на мнение известного русского канониста и специалиста по церковному праву П.А. Лашкарёва, говоря о том, что неразделенность религии и нравов, политики и морали всегда являлись «визитной карточкой» для правосознания христиан.

И наконец, слово «служба» отсылает нас к идее Третьего Рима и принципу «симфонии властей». Неразрывный синтез духовного владычества и мирской власти был характерен для Византии, преемником которой стало Московское государство. Именно Россия переняла эстафету от Византии (Второго Рима) и стала Новой Римской Империей, Третьим Римом и Катехоном (державой, удерживающей мир от победы зла). Для сознания подданных обеих христианских империй была характерна сакрализация государства, которое служило высокой цели.

Принцип «симфонии властей» многократно нарушался и в Византии, и в России, тем не менее, так или иначе, эта высокая цель государства (катехоническая миссия) выполнялась.

Слово «служба» в сознании русских людей означало неразрывно связанные между собой служение государству и служение Богу, что неизбежно вело к сакрализации государства.

Это объясняет, почему у русских людей нашла отклик светская идеология этатизма (сакрализация светского государства и абсолютизация его роли в жизни людей).

В советский же период, на смену теоцентрическому строю мысли окончательно пришел «властецентричный строй мысли». Абсолютизация Божьего Промысла в жизни людей в была заменена на абсолютизацию роли государства в их жизни.

Тем не менее, как это ни парадоксально звучит, Россия выполняла роль Катехона и в период диктатуры атеизма — которая, как выяснилось позже, была явлением временным. В период временного господства этой идеологии отчетливо проявилась уникальная роль Московского Патриархата, который стал единственной реальной альтернативой тоталитарной безбожной идеологии, не будучи и зависимым от геополитических оппонентов России.

Зримым подтверждением сохранения у России функции Катехона является победа в Великой Отечественной войне, когда только Россия смогла остановить экспансию германского нацизма.

Нацизм был очевидным глобальным злом, угрожавшим существованию целых народов и утверждавшим античеловеческую, неоязыческую идеологию.

И получается, что даже атеисты, которые во время Великой Отечественной войны были убеждены в том, что они всего лишь служат государству, — на самом деле служили Богу, поскольку участвовали в выполнении государством высокой цели удержания мира от победы сил зла.

На самом же деле в СССР при переписи населения в 1937 году задавался вопрос о религиозной принадлежности граждан. «Эти сведения так и не были опубликованы, результаты были признаны неудовлетворительными и потом засекречены — потому что верующими признали себя 53,3% населения СССР. И это после 20 лет средневековых казней и бесчисленных расстрелов за исповедание веры…