Белоруссия: костел приравнял ЭКО к клонированию

Архиепископ Тадеуш Кондрусевич митрополит Минско-Могилевский обратился с заявлением в связи с принятием 27 апреля Палатой представителей в первом чтении законопроекта о репродуктивных технологиях и гарантиях прав граждан при их применении.

Костел называет репродуктивные технологии клонированием

В заявлении Кондрусевича отмечается, что в последнее время во всем мире много внимания уделяется проблеме клонирования человеческих эмбрионов для «производства» человеческих личностей, или так называемым репродуктивным технологиям.

Католическая церковь, разделяя обеспокоенность проблемой бесплодия и поощряя поиск новых методов ее лечения, в то же время категорически против использования технологий, которые противоречат христианскому понятию чести семьи, отцовства, деторождения и человеческого эмбриона, а также значения человеческой сексуальности, говорится в заявлении.

Кондрусевич подчеркивает, что «человеческая жизнь возникает в итоге реализуемого во время акта супружеской любви взаимной отдачи мужчины и женщины. Супруги при этом не являются хозяевами, а только слугами в деле любви Создателя. Потому зачатый человек — это плод любви родителей, и он не может быть предметом желаний или продуктом зачатия в итоге медицинского или биологического вмешательства».

Потому, отмечается в заявлении, клонирование человеческих организмов и использование репродуктивных технологий несет в себе серьезные противоречия морального и антропологического характера, а также ведет к девальвации ценности как человеческой жизни и продолжения человеческого рода, так и семьи.

Митрополит выразил «серьезную обеспокоенность» тем, что законопроект готовился без консультаций с религиозными организациями и общественного обсуждения.

Светлана Шилова: законопроект направлен на лечение бесплодия

Заместитель председателя постоянной комиссии Палаты представителей по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи Светлана Шилова отметила в интервью Naviny.by, что законопроект о вспомогательных репродуктивных технологиях направлен на лечение бесплодия и не связан с клонированием человека. Вспомогательные репродуктивные технологии не являются клонированием человека, подчеркнула она.

Кроме того, Светлана Шилова отметила, что проблема бесплодия и вышеупомянутый законопроект обсуждался в СМИ — с репродуктологами, учеными, а также религиозными деятелями. Обсуждаться законопроект будет и далее, сказала она. Вместе с тем Шилова отметила, говоря о заявлении Кондрусевича: «Беларусь — светское государство, и мы не можем при разработке законопроектов учитывать мнение только религиозных организаций. При этом отмечу, что я рада, что костел стремится участвовать в общественной жизни, однако считаю, что это необходимо делать не в столь категоричной форме».

В настоящее время в Беларуси около 14-15% семейных пар бесплодны. Ведущее направление вспомогательных репродуктивных технологий — экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) — используется только при тяжелых, комбинированных формах бесплодия, в случаях невозможности естественного зачатия, когда другие методы лечения неэффективны. Ежемесячно к ЭКО в Беларуси прибегает примерно 200 женщин, и ежегодно рождается около 700 детей. Эффективность ЭКО в среднем составляет 30-40%.

Светлана Шилова отметила, что закон о репродуктивных технологиях есть в Литве, Эстонии, Италии, Германии, Казахстане, Армении и других странах. Во всем мире ЭКО широко применяется. Нобелевская премия 2010 года в области медицины и физиологии была присуждена изобретателю этого метода — ученому из Великобритании Роберту Эдвардсу.

По прогнозам специалистов, и в Беларуси, и во всем мире сохранится тенденция роста численности бесплодных пар. Если сейчас в нашей стране работает четыре специализированных центра, то в ближайшее десятилетие необходимость в подобных учреждениях, как полагают медики, увеличится вдвое.

Ольга Андреева: полномочия церкви заканчиваются на ее пороге

Психолог Ольга Андреева в заявлении костела видит противоречие между декларируемой светскостью белорусского государства и попыткой церкви участвовать в жизни общества на уровне принятия решений.

«Все, что касается вероисповедания человека, — это его частная территория. Церковь не имеет права вмешиваться в светскую жизнь, она отделена от государства. Ее влияние ограничивается территорией храма и заканчивается на его пороге. За его границами они вступают на чужую территорию», — считает Ольга Андреева.

Она полагает, что церковь или костел могут распространять свои идеи внутри храма среди людей, которые туда приходят. «В 21-м веке многие идеи, высказываемые служителями церкви, могут показаться мракобесием. Я против того, что служители костела пытаются распространить свое влияние за пределы своей вотчины. При этом на своей территории религиозные служители вправе поднимать любые темы и высказывать к ним отношение», — сказала Андреева.

Заявление костела высветило проблему отсутствия общественного обсуждения законопроектов

Философ Алесь Антипенко считает, что костел достаточно активно и последовательно выражает свою позицию в отношении общественно значимых явлений. В позиции костела против абортов, по мнению Антипенко, выражается принятие жизни как святыни. Антипенко признает, что с этой точки зрения костел и рассуждает, говоря о репродуктивных технологиях.

При этом Алесь Антипенко считает уместным упрек католической церкви в адрес законодательной власти за игнорирование мнения религиозных институтов при разработке данного законопроекта.

«Обратите внимание, речь идет только о консультации. Почему бы это не сделать, не выслушать экспертов от церкви, костела, других конфессий по тому или иному общественно важному вопросу? Понятно, что они не могут принимать участия в законотворчестве, но исключать их мнение не стоит», — сказал Антипенко.

Кроме того, собеседник Naviny.by отметил, что заявление костела высветило проблему отсутствия общественного обсуждения законопроектов, принимаемых в Беларуси, на том уровне, чтобы это удовлетворяло различные общественные слои. Антипенко подчеркнул, что в этом смысле заявление костела — это повод еще раз проанализировать, как принимаются в Беларуси законы и чье мнение при этом учитывается.