Частный бизнес просит рассекретить космос

Бизнесмены заявили о желании переписать закон «О космической деятельности», принятый два десятка лет назад. По их мнению, он тормозит развитие отрасли.

Ведущие игроки российского геоинформационного рынка напишут свой законопроект о дистанционном зондировании Земли (ДЗЗ). По мнению экспертов ракетно-космической отрасли, на российский рынок ДЗЗ наложены излишние ограничения, которые тормозят его развитие.

Необходимость изменения действующего закона «О космической деятельности» обсуждалась 26 января на встрече Клуба друзей космического кластера фонда «Сколково». Ассоциация «Земля из космоса», в которую входят ведущие игроки российского рынка ДЗЗ, предлагает отменить обязательное требование о наличии «первого отдела» (он отвечает за гостайну) в частных компаниях, получении лицензии Роскосмоса, а также запрет на спутниковую съемку территории России в высоком качестве.

Последний пример — наиболее показательный. В декабре прошлого года Арбитражный суд встал на сторону Роскосмоса, не разрешив снимать территорию России в высоком разрешении. Между тем на ресурсе «Яндекс.Карты» доступны высокодетальные спутниковые снимки в первую очередь крупных городов России. Да и весь остальной мир также наблюдает за нашей страной по высококачественным снимкам со своих спутников. С их помощью, например, сделаны доступные всем желающим карты Google.

— Мы уже обращались с предложением о создании отдельного закона «О дистанционном зондировании Земли» в Совет Федерации и нашли понимание, что услуги по дистанционному зондированию Земли ушли из оборонной плоскости в информационную, — рассказала «Известиям» Елена Аш, исполнительный директор ассоциации «Земля из космоса». — Сейчас ассоциация разрабатывает свои предложения по законопроекту, которые, надеюсь, будут учтены.

Проблема настолько серьезна, что Минэкономразвития, Минприроды и сам Роскосмос уже отдельно друг от друга разработали три варианта новых законопроектов о космической деятельности. Но все они, по мнению экспертов, носят форму поправок и удовлетворяют только их непосредственным разработчикам.

Например, Минприроды необходимы спутниковые снимки для Росгидромета и мониторинга разливов нефти. В использовании данных ДЗЗ заинтересован также Минсельхоз, который собственных спутников не имеет, но покупает данные у частных компаний для мониторинга незаконных вырубок. Теперь альтернативный вариант законопроекта будет создан и частными компаниями, состоящими в ассоциации.

Инициативу ассоциации поддержал Иван Моисеев, руководитель Института космической политики.

— Сейчас космической деятельностью называется даже использование навигаторов GPS и ГЛОНАСС, а также спутниковое телевидение и ДЗЗ. Нужно или изменить само понятие космической деятельности, или разработать новый закон, — убежден Моисеев. — Руководству страны стоит задуматься о том, что наши неудачи в космической отрасли происходят, в частности, из-за несовершенства законодательства. И в качестве пилотного проекта нужно разработать тематический законопроект о ДЗЗ, как это сделано в США.

В Европе и Америке ДЗЗ регулируется отдельными положениями законов, потому что на Западе считают, что оно не может нанести вреда национальной безопасности. В России же наоборот, деятельность по ДЗЗ до сих пор связана с гостайной и имеет оборонный характер.

— Есть несколько официальных писем, в том числе Генштаба, где отмечается, что данные с гражданских космических аппаратов несекретны вне зависимости от их линейного разрешения, — сообщила «Известиям» Ольга Гершензон, вице-президент ИТЦ «СканЭкс». — Наша компания работает с высокодетальными спутниковыми снимками с аппаратов, которые принадлежат зарубежным операторам.

По мнению Гершензон, отрасль не должна быть монополизирована Роскосмосом, потому что это тормозит развитие экономики России.

В Роскосмосе «Известиям» заявили, что готовы рассмотреть предложения операторов ДЗЗ, если таковые поступят.

— Насколько я знаю, «СканЭкс» уже пытался урегулировать вопросы по ДЗЗ в судебном порядке. Но суд установил правомерность существующих норм, и разбирательство они проиграли, — говорит Алексей Кузнецов, руководитель пресс-службы Роскосмоса. — Если же есть новые предложения, нужно понять и проанализировать. А потом уже можно будет цивилизованно их обсудить, исходя в первую очередь из государственных интересов.