Немецкий гимн во славу контролируемого пьянства

В Германии выходит в последнее время на удивление много книг о пьянстве и пьяницах. И вот что особенно странно: далеко не все они — ругательные.

Этой весной в Германии появилось сразу несколько не совсем привычных книг о питье и о любителях алкоголя. Одна из них — «пьяный» путеводитель, автор которого со знанием дела и с удовльствием рассказывает о лондонских пабах. В другой книге — документально-историческом повествовании — идет речь о том, как пили в ГДР. Третья — это ученый труд, который написан доктором наук и профессором философского факультета и носит многозначительное название «Ради чего следует жить». И, наконец, самое лихое из перечисленных изданий — «О питье». Это настоящий гимн алкоголю, пропетый молодым, но уже известным немецким журналистом Петером Рихтером (Peter Richter).

Общество борьбы с трезвостью

Хочу подчеркнуть: гимн алкоголю, а не алкоголизму! Автор воспевает не алкоголиков, а пьяниц. В чем разница? Пьяница, как говорится, хочет — пьет, не хочет — не пьет, а алкоголик и хочет — пьет, и не хочет — пьет. Петер Рихтер подчеркивает: надо знать, что именно, где именно, когда и сколько пить, и не напиваться до такого состояния, когда это уже все равно.

Но пиво, вино, шампанское и даже водка не обязательно противостоят здравому смыслу, считает немецкий публицист и вспоминает о саксонском курфюрсте Августе Сильном (August der Starke), прозванном так за огромную физическую силу. Этот курфюрст, бывший королем Польши, великим князем Литовским и союзником Петра Первого в войне со Швецией, основал в свое время Общество борьбы с трезвостью. Кажется, что такая идея может прийти только в пьяную голову. Между тем, Август Сильный преследовал вполне прагматическую цель: он хотел договориться с пруссаками, которые были конкурентами Саксонии на политической арене, а за столом, уставленным бутылками, сделать это было легче. К тому же сам Август мог перепить кого угодно, на что тоже рассчитывал.

Правда, он просчитался, потому что воинственность пруссаков — увы! — не убывала с количеством выпитого. Как бы ни заплетался язык и ни подкашивались ноги, они продолжали лезть в драку. Тем не менее, замечает Рихтер, идея «пьянства во имя мира» все же многим пришлась по душе. Он вспоминает проводы российских войск из Германии: «С шатающимся, совершенно пьяным Борисом Ельциным связано не противостояние, а окончание «холодной войны».

Веселие в Германии есть пити…

Как пишет автор книги, алкоголь (естественно, в разумных количествах) делает многих из нас более добрыми, общительными, открытыми, лучше понимающими юмор… Особенно, как с иронией замечает Рихтер, это хорошо сказывается на суховатых немцах. Может, поэтому немцы издавна славились своим пристрастием к крепким напиткам? Еще древнеримский историк Тацит писал: «Можно вполне обойтись без оружия, если хочешь победить германцев. Достаточно как следует напоить их, до чего они большие охотники». Сегодня каждый немец выпивает больше ста литров пива в год, и по этому делу Германия ходила в лидерах уже в Средние века. Да что пиво! В 17-18 веках немцы вместе с поляками и русскими были в Европе первыми и по употреблению более крепких напитков.

Разумеется, книга «О питье» — вовсе не гимн алкоголизму и не отпущение грехов запойным пьяницам. Автор постоянно напоминает о «контролируемом» выпивании и повторяет: «Пить — да, но не напиваться до бесчувственного, бессознательного состояния. Наоборот: пить сознательно, не теряя при этом чувства меры».

Формулировка эта представляется, мягко говоря, парадоксальной, тем более что автор сам признается: пресловутое «чувство меры» из наставительной поговорки «Пей, да знай меру» — величина неизвестная и непостоянная. «Узнать, найти меру — эта задача, которую пьющее человечество пытается решить с того времени, как оно появилось на Земле, — говорит Петер Рихтер. — Почитайте тексты античных историков, Библию. Никто из них там меры не знал. Они знали только, что выпили слишком много, когда валились с ног и вставали утром с тяжелым похмельем… А где граница, так и не узнали. И мы не знаем. Каждый проверяет лично на себе».

Не переводи продукт!

Есть, к счастью, очень много людей, которым этот вид спорта не особо интересен. И они совершенно не обязательно — абсолютные трезвенники. Впрочем, понять на 100 процентов, когда Рихтер говорит серьезно, а когда шутит, не всегда возможно. Так, например, он с легким превосходством (но действительным или напускным?) пишет о тех, кто пьет ради удовольствия, понемногу: бокальчик красного в гостях, рюмочку после ужина… «Если ты лишь пригубил, то напрасно перевел продукт!» — заявляет автор книги и добавляет: «Смысл пития — не во вкусе выпитого, а в его действии».

Правда, как считает Петер Рихтер, будущее и у тех, кто пьет ради вкуса, и у тех, кто пьет ради действия, одно и весьма безрадостное. Он уверен, что с питьем в Германии скоро будут бороться так же беспощадно, как и с курением. Уже сейчас строго ограничена, например, реклама крепких напитков, киоск или дискотеку могут тут же закрыть за продажу даже пива детям (детям!) до 18 лет.

А скоро, предупреждает Рихтер, алкоголь вообще исчезнет с улиц немецких городов. Традиционные пивные под открытым небом, где летом за длинными столами сидит с кружками и сосисками чуть ли не все мужское население Германии и еще пара миллионов туристов, будут загнаны в подполье, а любые напитки, в которых есть градусы, преданы общественному проклятию. Автор книги считает это чуть ли не преступлением. А вы?