Репатриация: дорога домой у них и у нас

Репатриация – это процесс возвращения на родину. Соотечественники – десятки миллионов русских, оставшихся за пределами России после глобальных исторических событий, которые потрясли весь мир и заложили новые вехи в развитие огромнейшего геополитического пространства. Аналогов подобному явлению практически не существует, как и не существует (в настоящее время) единой точки зрения по поводу воссоединения разделенного народа одной из величайших стран мира.

Наиболее остро «русский вопрос» стоит в странах СНГ. Этому способствует множество факторов, в числе которых: неуверенная, порой националистическое поведение руководства этих стран, разобщенность русских диаспор, сложная и спорная концепция миграционной стратегии РФ.

Подобные события не новы, они подробно описаны в романах Ремарка. Автор с горечью и болью раскрывал боль, надежды и чаяния мигрантов, процессы отторжения себе подобных в Европе в эпоху Второй мировой войны. Социальные, расовые, культурные предпосылки давали право на существование, паспорт же давал право на саму жизнь человека.

Опыт репатриации, схемы интеграции носителей родного языка и культуры в собственное общество подробно изучены в Германии, Израиле, Польше, Казахстане, Франции, Ирландии. Вышеупомянутые страны предпочли решить проблему по этническому принципу, путем привлечения в страну представителей основной, или, как сейчас принято говорить, титульной нации. Прерогатива получения вида на жительство, гражданства «по праву крови» не вызвало критики в обществе, были потрачены огромные средства, сотни тысяч людей пересекли границы и вернулись домой.

Какие проблемы стоят на пути возвращения российских соотечественников?

Российское общество, как и население стран СНГ, стоит на пороге глобального миграционного и демографического кризиса. Размытость понятия «соотечественник», потоки трудовых мигрантов, внутренние сложные политические процессы в России усугубляют сложность репатриационных процессов. Попытки привить современному постсоветскому обществу этническую толерантность и терпимость столкнулись с внутренним неприятием и отторжением данного явления у каждого народа и в РФ, и в СНГ. Национальная самоидентификация, боязнь унификации родного языка и культуры, экономические и правовые тревоги коренного населения «включают» конфликтные факторы как на пути объединения народов, так и в проблему возвращения соотечественников.

Государственная программа добровольного переселения, на которую были потрачены огромные средства, из-за ограниченности территорий вселения, правовых недоработок, «выборочности» желаемого контингента соотечественников по принципу работоспособности, к сожалению, способствовала возвращению лишь нескольких десятков тысяч человек в РФ. Точнее – 25 тысяч, как заявил на днях министр иностранных дел России Сергей Лавров. А ожидалось, что переедут сотни тысяч.

Это произошло на фоне круговорота миллионов трудовых мигрантов, чье пребывание в России вызывает неоднозначную реакцию, а то и резкое неприятие в среде россиян. Можно найти четкое обоснование последнему явлению – попытка отторжения российского влияния руководством многих стран СНГ принесла самим странам огромный экономический и национальный ущерб. Это неоспоримая истина, примером может служить Молдова. Не успев провозгласить независимость и самостоятельность, страна погрузилась в очаг Приднестровской войны, раскололась на два противоборствующих региона, сотни тысяч граждан и без того маленькой страны работают за рубежом, поскольку не могут прокормить свои семьи на родине. Почти четверть населения Молдовы находится в состоянии риска «невозвращения».

В этом контексте можно вести речь не только о Молдове. Огромное количество граждан и других стран СНГ устремились в РФ на поиск лучшей доли. Ответом послужило целесообразное и понятное решение – ужесточение миграционных законов. Получить разрешение на временное проживание, вид на жительство в РФ могут лишь немногие, поскольку выдача осуществляется по системе квотирования.

А вот вычленять из миграционного потока русскоязычную составляющую правительство России опасается, боязнь основывается на политике существующего «наднационального» аспекта существования гражданской общности – «россияне». Россиянин – это житель современной России, и поскольку страна многонациональная, в ней нет расовых, религиозных и этнических привилегий для любого гражданина.

При этом толерантность самих россиян подобна натянутой струне, готовой в любой момент лопнуть. Свидетельством тому – небывалая консолидация националистических организаций, проведение митингов, активизация «русских маршей» и, что самое главное, выдвижение «русского вопроса» в платформу некоторых политических партий России.

Можно попытаться вникнуть в причины возникновения подобной националистической активизации. Россия – это исконно православная страна, с многовековыми обычаями, сложным менталитетом. Основной поток мигрантов исходит из стран Средней Азии, население которых также неоспоримо теснейшим образом связано с определенными религиозными и нравственными устоями.

Столкнувшись с проявлениями национализма, возникновением посредством СМИ мнения о своей экономической и нравственной ущербности в глазах россиян (если речь идет о необходимости трудовой миграции в плане дешевой рабочей силы – как следствие возникнет маргинальное отношение), мигранты научились адаптироваться в РФ благодаря сплоченности, взаимовыручке своих диаспор. Они не собираются отказываться от исторических и культурных ценностей, что в свою очередь вызывает отторжение и резкую критику многих слоев населения РФ. Так создается база для межэтнического, культурного, экономического конфликта.

Возникла и существует острейшая ситуация – сотни тысяч этнических русских или русскоязычных соотечественников не могут вернуться на Родину из-за квотирования процесса выдачи документов, программу добровольного переселения по вышеперечисленным причинам они избегают, реализуя возможность пребывания в РФ собственными силами. На фоне демографического кризиса соотечественник работает в России с разрешением на работу, мечтая получить возможность оформления хотя бы вида на жительство.

Существование больших, хоть разобщенных русскоязычных диаспор в странах СНГ – не менее острая проблема. Не ассимилируясь в силу своей многочисленности в коренную среду, сохраняя свои традиции и культуру, соотечественники находятся в сложном положении: есть трудности в поиске достойной работы, местное население воспринимает русскоязычных как оккупантов, в этих странах налицо попытки переписать историю, а то и возродить к жизни нацистских палачей, реабилитировать их самих и их пособников как героев войны. На это указывают многочисленные факты в пространстве от Риги и Кишинева до Ташкента и Душанбе. Круглые столы, конференции соотечественников, культурные программы четко очерчивают проблемы, но ничего не меняют, нет четкой концепции, нет выхода из сложившейся ситуации.

Что же делать российскому соотечественнику? В стране проживания он деклассирован: русский язык и культура не в почете, а мать-Россия принимает его, словно чужака-мигранта, на условиях, оставляющих желать много лучшего. Пятнадцатиминутное получение гражданства евреями в Израиле, немецкий опыт, польская карта заставляют вздыхать и сожалеть о невозможности подобных явлений в России.

Получается некий кружок Бродского. И русский как представитель определенной нации на постсоветском пространстве, и все трудности, связанные с русским вопросом, воплощаются в некое геометрическое очертание, не несущее в себе ничего особо экономически, стратегически и культурно важного. Нет соотечественника как личности, нет просто русской семьи, живущей в той же националистической Молдове, есть просто круг общих проблем, решение которых можно отложить на неопределенное время:

Навсегда расстаемся с тобой, дружок.
Нарисуй на бумаге простой кружок.
Это буду я: ничего внутри.
Посмотри на него – и потом сотри.

Будет ли изменена концепция миграционной политики РФ по отношению к русскоязычным соотечественникам, получат ли они льготы для получения российского гражданства вне страны проживания, что напрямую отождествит их с основным населением России – это вопрос сложных политических процессов и времени. Вряд ли он решится в ближайшем будущем, учитывая постоянную изменчивость мнений и свершений на геополитическом пространстве бывшего СССР.

Несомненно одно – только сплоченность и взаимовыручка русских диаспор помогут русскому человеку не потерять часть своей культуры и любви к России. Тогда русскую индивидуальность, гордость за свою нацию, желание жить и работать во благо Родины не стереть, словно кружок Бродского. И в восприятии и понимании нашего соотечественника всегда будет существовать самое дорогое для странника понятие – дорога домой.