Почему Сочи. К новой антиолимпийской истерике

Надо отдать должное: резкая и жесткая реакция президента страны по поводу сочинских подвигов «господина Билалова» стала неожиданностью не только для разнокалиберных чиновников и нашего брата аналитика (нет, все понимали, что «разбор полётов» будет, и обязательно, слишком много там различные господа начудили, — но все были уверены, что «сначала дадут достроить», так сказать «по прецеденту АТЭС). Неожиданностью она стала и для многочисленных «либерально-сетевых банд», оказавшихся банально неготовыми к новому объекту критики.

Ну, вот так случилось, непонятно, что и говорить: с одной стороны вроде как накрыли очевидного «властного жулика и вора». А с другой — сделал это отчего-то не Навальный, а сам «кровавый тиран». Тем временем сам отставленный, как бы это помягче, – далеко не самый «враждебный» сетевым бандам. Достаточно набрать в искалке искомую фамилию для того, чтобы понять, что это не просто какой-то «гражданин Билалов», а фактически одна из финансовых опор того, что сейчас принято завуалировано именовать «либеральным крылом правительства».

Но, тем не менее — реагировать надо. Понятно, что сейчас ураган развернётся, перегруппируется и начнёт с удвоенной силой гнать против Олимпиады вообще — чтобы про конкретного Билалова слышно не было. И вот уже началось: одной из первых на штурм трудных кавказских вершин, привычно взяв наперевес стрелку осциллографа, отправилась, разумеется, Юлия Леонидовна Латынина, задавшаяся простым до изумления вопросом — а для чего вообще нужна Сочинская Олимпиада?!

Ответ был, разумеется, готов заранее: исключительно для воровства.

И аргумент вполне подходящий: если б для дела, то в большой России можно было бы найти место и более подходящим климатом. А Сочи – это только личный каприз тирана, которому нравится там плавать и кататься на лыжах, поэтому, если чиновникам не дадут там ещё и воровать, то они этого извращенца неминуемо должны скинуть. И все дела.

…Ну, вот что тут можно сказать: сколько раз я зарекался спорить с восторженными, несмотря на лета, девушками. У определённого их типа как раз к полтиннику начинается восторженный цинизм и очарование «всеобщей подлостью». Поэтому – спорить и не буду.

Просто дам небольшие, так сказать, но крайне необходимые разъяснения: я все-таки с этим регионом работал и задолго до Олимпиады, и, будем живы, — продолжу, когда она когда закончится. Оттого и вынужден снова и снова пересказывать давным-давно уже ставшие «аксиомными» для людей, так или иначе соприкасающийся с подобного рода деятельностью, истины.

Тут ведь всё просто.

У нас – громадная страна с довольно приличным населением, причём страна неимоверно богатая. Чего только у нас нет: нефть, газ, золото, алмазы, медь, уран, молибден. Да вся таблица Менделеева. А вот кусок морского побережья, пригодный для создания рекреационных зон, – у нас только один: от Адлера до Анапы, иногда ещё именуемый «Русской» или «Кавказской Ривьерой».

И – всё.

Потенциально, конечно, можно, наверное, рассматривать ещё и Дальний Восток, но в настоящее время это, скорее, из области той самой не вполне научной фантастики, где Юлия Леонидовна, говорят, довольно долго и даже небезуспешно подвизалась.

Других курортов у нас для вас нет.

…Вот только тут есть ещё одна маленькая закавыка: Сочи никогда – подчеркиваю, никогда – не стать тем, что называется «мировой морской летний курорт». Причём по очень банальной и принципиально неустранимой причине: море в Сочи в частности и на всей Русской Ривьере вообще (м.б., за исключением Анапы), извините меня, конечно, но – довольно хреновое.

И очистные сооружения вкупе с человеческой деятельностью тут, в общем-то, не причём: просто очень близко расположенный «горный рельеф». Стоит пройти хорошему субтропическому ливню — и горные реки, «взбухая», несут всё это веселье именно в море. Нет, никто не говорит, – купаться там вполне можно и нужно, и для так называемого «локального курорта» этого моря вполне достаточно.

Но о «мировом курорте» — лучше и не мечтать: достаточно просто посмотреть турецкие, допустим, открытки с моря Средиземного.

Ничего личного, тут дело даже не в бизнесе, а в элементарной географии.

Но ещё веселее другое: именно та самая «география» с «близко расположенным горным рельефам» создают в прилегающих к морю «закрытых» горных долинах (Красная Поляна – просто самая известная) совершенно уникальные условия для зимнего активного отдыха: тёплые и влажные воздушные массы, упираясь в Большой Кавказский хребет, дают очень хорошего качества снег: плотный, влажный, пластичный – там, где в Альпах нужно «укатывать и укатывать», на Поляне достаточно просто пару раз тупо пройтись ретраком.

И этого снега там – много, даже расположенные в среднегорье т.н. «снежные карманы» легко позволяют «растянуть», как говорят профессиональные туроператоры, горнолыжный сезон до восьми месяцев в году. А если добавить к этой красоте уникальный мягкий климат, красивейшие виды на Большой Кавказский хребет, кавказскую и кубанскую кухню и близкое море, куда вечерком можно поехать и в «непляжный сезон»: просто помечтать под шелест волн о гальку, побродить, посидеть в прибрежном ресторанчике, — то, в общем-то, даже любому гею и демократическому журналисту станет понятно то, что профессионалы знали всегда.

Ребят, Сочи по своим природно-климатическим особенностям изначально куда более соответствует определению «зимнего курорта»: его именно поэтому в начале прошлого века сравнивали с Французской Ривьерой. Особенности того времени: в девятнадцатом столетии к морю ехали как раз не летом, а зимой — не купаться, а прогуливаться. Не верите мне – спросите у города Ниццы, надеюсь, история этого местечка для вас вполне даже авторитетна.

И вот именно эти-то обстоятельства в лице «Зимней Олимпиады», в которых бывшую «всесоюзную здравницу» можно сравнительно легко переформатировать в современный и куда более соответствующий природно-климатическим условиям «зимний курорт», не растеряв при этом потенциал «курорта летнего», не использовать – было бы не просто расточительством, а самым настоящим преступлением.

Что первым, кстати, опять-таки огорчу «демократических журналистов» понял далеко не Владимир Владимирович Путин. Просто очень хорошо помню, как с этой идеей буквально носился в 90-е Николай Иванович Карпов, первый постсоветский мэр города Сочи — могучий дед, таких, к сожалению, больше не делают, — товарищескими отношениями с которым, кстати, гожусь и до сейчас.

Тогда – объективно не хватило силёнок.

Сейчас, кажется, что-то, наконец, начинает потихоньку получаться.

Не без «граждан Билаловых», разумеется – увы, куда же без них.

С ними, кстати, разберутся.

…Юлии же Леонидовне остается только пожелать собрать всех своих (в т.ч. «западных») друзей и устроить какое-нибудь альтернативное сочинской Олимпиаде зимнее спортивное мероприятие где-нибудь в той самой «большой России».

Места у нас – и вправду много.

Например, под Воркутой.

Если местные граждане не против.