Депутаты Госдумы считают, что за ними устроили слежку

Парламентарии недовольны действиями водителей служебного транспорта, которым поручили фиксировать каждый их шаг.

Депутаты Госдумы заподозрили, что за ними с помощью водителей служебного авто с начала 2013 года установлена незаконная слежка. Как рассказали «Известиям» несколько парламентариев, в последнее время они столкнулись с тем, что водители записывают в путевом листе все передвижения. Из-за этого в нижней палате парламента создана специальная рабочая группа, которой предстоит выяснить, кто отдал подобное распоряжение — руководство автотранспортного предприятия (компания «Гема», которая обслуживает Госдуму) или аппарат Думы.

Зампред комиссии по депутатской этике, член комитета по транспорту Андрей Андреев (КПРФ) утверждает, что водители в путевом листе расписывают в мельчайших подробностях маршрут депутата — полностью адрес, время ожидания, изменения маршрута и все остановки, а затем пытаются заставить народного избранника оставлять под этим свою роспись, а это, по его мнению, прямое нарушение закона о статусе депутата.

— Непонятные вещи происходят с транспортным обеспечением депутатов Госдумы. На мой взгляд, то, что в путевке заставляют водителей расписывать в мельчайших подробностях — это прямое нарушение закона о статусе депутата ибо это подразумевает слежку, — заявил Андреев. — Автомобили уже оснащены системой ГЛОНАСС, что само по себе является одной из форм контроля. Зачем расписывать маршрут депутата — непонятно. Во сколько вышел из дома, куда поехал, сколько пробыл.

Он уверен, что водители не сами придумали это новшество, их обязали это делать. «Если водители этого не делают, то к ним применяются санкции — так как это нарушение внутренней инструкции», добавил он.

Первый зампред комитета Госдумы по регламенту Владимир Поздняков подтверждает, что для изучения ситуации уже создана рабочая группа, которой и предстоит разобраться в происходящем. По его словам, у парламентариев скопилось масса вопросов к транспортной службе и аппарату Государственной думы.

Другой депутат, член комитета по транспорту Александр Старовойтов (ЛДПР) говорит, что уже писал жалобу в транспортную компанию «Гема» и требовал обратить внимание на хамство со стороны водителей. Однако ответа так и не дождался.

— У них даже телефона нет, на который можно позвонить и высказать свои претензии, дали какой-то электронный адрес и сказали, что обязательно разберутся, но в ответ — тишина, — посетовал депутат.

Если проблема не будет решена комиссией или аппаратом Госдумы, то депутаты обещают подключить Генпрокуратуру.

— Депутаты в личной беседе не раз подчеркивали, что готовы подключить Генеральную прокуратуру, если ситуация с транспортом не изменится, тогда уже прокуроры будут разбираться за кем установлен контроль за депутататми или водителями, — заявил Андреев.

В аппарате Госдумы заявили, что распоряжение об отметках в путевом листе отдали в автокомпании, где таким образом следят за работой водителей.

— Если депутаты поставят вопрос об изменении утвержденных правил, то этот вопрос может быть обсужден, — заверил заместитель руководителя аппарата Государственной Думы Юрий Шувалов. Получить комментарий компании «Гема» «Известиям» не удалось.

Эксперты также не видят ничего страшного в отметках о передвижении депутатов. Замдиректора Центра политической конъюнктуры Алексей Зудин напоминает, что народные избранники часто используют транспорт не по назначению, так что за ними нужно следить.

— Если нет контроля, то ничто человеческое депутатам не чуждо, и транспорт может использоваться не по назначению, например, для поездок по личным нуждам для членов семьи.

— У депутатов есть простая возможность — брать такси или ездить на метро к любовницам и куда им вздумается. А служебная машина связана с ограничением, — соглашается президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский. — Вряд ли могут депутаты претендовать на невидимость, за ними следят журналисты, их политические конкуренты и собирают информацию. Человек, решивший стать депутатом, должен понять, что он живет в прозрачном доме. Либо он с этим мирится, либо ему придется оставить место.

Экс-депутат Госдумы и бывший сотрудник ФСБ Геннадий Гудков также считает, что за депутатами надо следить, однако, по его мнению, контроль уже приобрел тотальный характер.

— Дума сама виновата, дошло до того, что депутатам осталось надеть только колокольчик на шею и пастуха к каждому приставить. Под предлогом борьбы с привилегиями уничтожили сами возможности в Думе. Независимая сильная представительная власть как кость для чиновников. И исполнительная власть делает все, чтобы депутаты превратились в послушный инструмент.

В рабочей группе, созданной для изучения ситуации, обещают во всем разобраться в ближайшее время и огласить первые результаты уже в марте.