Слугу народа наукой не испортишь

На волне очередного диссертационного скандала, разгоревшегося в Минобразования и МГПУ, «Фонтанка» проанализировала научные достижения петербургских политиков и чиновников. Наиболее «остепененными» оказались члены городского правительства, наименее – депутаты ЗакСа. Власть имущие исследовали создание дорожных катков и мексиканский балет, а также закладывали основы нового направления – «русологии». Диссертацию о тоталитарных сектах собирается написать и самый известный в Петебурге парламентарий.

Минобразования планирует резко сократить количество диссертационных советов в России. К такому решению ведомство пришло после очередного научно-коррупционного скандала в Москве. Председатель диссовета МГПУ был уволен за то, что допускал к защите «липовые» работы: объем плагиата в них составлял до 87%.

Пока в столице кипят страсти, в городе на Неве все по-провинциальному спокойно: власть имущие продолжают писать диссертации и получать научные звания. «Фонтанка» составила рейтинг исследовательских успехов топ-политиков города.

Правительство Петербурга: остепенилось на 50%

Самыми «остепененными» оказались члены городского правительства. Корочки докторов и кандидатов наук имеет ровно половина из них – 5 из 10. При этом вряд ли в качестве трудов подчиненных Георгия Полтавченко можно всерьез усомниться.

Дело в том, что многие из них писали диссертации еще в позднесоветские времена, когда о липовых публикациях в научных журналах не могло быть и речи, а «активные заимствования» были, скорее, исключением, чем правилом. Так, курирующая социальные вопросы вице-губернатор Ольга Казанская сообщила «Фонтанке», что в 1989 году защитила кандидатскую на тему «Влияние изменений валютных курсов на воспроизводственный механизм капиталистических стран». Представитель градоначальника в ЗакСе Михаил Бродский получил степень доктора экономических наук чуть позже – в 1992 году: за работу «Оценка труда организаторов производства».

Впрочем, среди членов правительства есть и те, кто увлекся исследованиями уже в почетном возрасте и выполнял их без отрыва от основных занятий. Например, вице-губернатор Василий Кичеджи стал доктором наук в 2003 году, представив работу о межрегиональной интергации в экономике. В это время он находился в Москве, занимая должность заместителя полпреда в Центральном федеральном округе. Член правительства и глава комитета по внешним связям Александр Прохоренко погрузился в философию, защитив докторскую на тему «Философское россиеведение в идейной полемике пореволюционной эмиграции».

Самым молодым ученым среди правительственных мужей стал глава Фрунзенского района Терентий Мещерков, написавший докторскую в ФИНЭК в 2012 году. Тема чиновника вполне соответствует имиджу «креативного менеджера»: он изучал «управление маркетингом территории в условиях креативной экономики». Как признался «Фонтанке» сам Мещеряков, научной работой он занимался в перерывах между делами главы района — на IPad’е. «Не отвлекала ли диссертация от профессиональной деятельности? Нет, потому что две эти сферы во многом пересекаются», —
подчеркнул он.

Главы комитетов: на 43% в науке

Главы комитетов показали не настолько блестящие исследовательские результаты. Из 33 руководителей смольнинских ведомств 11 могут похвастаться кандидатскими степенями, еще 2 – докторскими. Таким образом, остепененность составляет практически 43%.

Докторами наук являются уже упомянутый Александр Прохоренко и начальник комитета по труду Дмитрий Чернейко. Защищался он в 1999 году в ФИНЭК по близкой для себя теме: «Формирование
рынка труда: Вопросы теории и методологии». Любопытно, что до того, как попасть в Смольный, чиновник презентовал себя именно в качестве ученого. В его запасе имеется и написанная в 1988 году кандидатская «Квалификационная структура рабочего класса США».

К чести остальных высокопоставленных работников Смольного, они также старались защититься по профилю. И. о. председателя комитета по культуре Борис Илларионов отметился исследованием на тему «Творчество мексиканского хореографа Глории Контрерас: Национальное и общекультурное».
Новый глава комитета по энергетике Андрей Бондарчук написал кандидатскую о «повышении
эффективности и безопасности эксплуатации электротехнических комплексов при возникновении блуждающих токов». Руководитель комитета по здравоохранению Валерий Колабутин еще в 1988 году представил работу на тему «Качественный анализ пучков траекторий».

Среди университетов, где предпочитают приобщаться к науке власть имущие, лидируют ИНЖЭКОН и ФИНЭК (заметим, что Минобразования 8 февраля включило эти вузы в список 100 учебных заведений с самими «плодовитыми» диссоветами). Впрочем, отдельные чиновники выбирают менее авторитетные учреждения для научного старта. Так, недавно возглавивший комитет по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин защитил диссертацию в Северо-Западном заочном техническом университете.

ЗакС: с диссертациями только треть

Самые скромные успехи в рейтинге «Фонтанки» продемонстрировало Законодательное собрание Петербурга. Степенями может похвастаться примерно треть депутатов – 18 из 50.

При этом непонятно, имеет ли право называть себя кандидатом или доктором наук председатель ЗакСа Вячеслав Макаров. В официальной биографии спикера указано, что он является «автором более 60 научных трудов, профессором». Однако в электронных базах российских библиотек информации о диссертациях Макарова найти не удалось. Сам парламентарий не смог оперативно дать комментарий «Фонтанке», так как находится в командировке.

Среди ЗакСовцев подвизаются несколько кадровых ученых, например, эсер Виктор Ложечко, долгое время преподававший в петербургском Политехе. «Научные основы создания дорожных катков с автоматизированным оборудованием», – так называется его докторская, защищенная в 1997 году. Впрочем, есть в парламенте и молодые дарования, чья научная карьера была не столь продолжительной. Но яркой. Коллега Ложечко по фракции Андрей Анохин в 2006 году написал в БГТУ (Военмех) диссертацию на соискание степени кандидата философских наук по теме Этносоциальные и демографические факторы консолидации русского народа».

В работе ученый отмечает «массированную интервенцию на идеологическом и культурном фронте, продуманно направленную на духовное разложение российского общества с прицелом на колонизацию, а в идеале и полную ликвидацию ранее мировой державы». Решить проблему, по мнению Анохина, призвана «дружная когорта отечественных русологов» и одноименное научное направление, основы которого заложены в исследовательской работе.

Парламентарий, заметим, и раньше отличался тягой к творчеству. Правда, пробовал себя исключительно в жанре мемуаристики и художественной литературы. Из-под пера Андрея Анохина вышла автобиографическая книга «Над пропастью во лжи». Здесь он делится предположением, что «людей, у которых жизнь не имеет православной мотивации, нельзя допускать к должностям, связанным с общением с большой группой лиц».

Перспективы

Рейтинг, составленный «Фонтанкой», конечно, не до конца отражает реальные успехи петербургских вип-персон. Многие из них находятся в процессе создания диссертаций, и никакие московские скандалы не заставят их свернуть с этого пути.

По исследовательской стезе, например, собирается пойти депутат Виталий Милонов. «С 2007 года я числюсь соискателем на философском факультете СПбГУ, – рассказал он «Фонтанке». – Но работа практически не движется из-за моей учебы в Свято-Тихоновском православном университете. Философский факультет разделился надвое (на философский и политологический – Прим. ред.), а я не могу сделать то же самое».

Парламентарий отметил, что собирался писать об особенностях местного самоуправления в России, но теперь переключился на изучение тоталитарных сект – такова тема его будущего диплома в православном учебном заведении. «Как вариант, защитить диссертацию я могу по этой же проблематике на соискание церковной ученой степени. Возможно, это произойдет на теологическом факультете СПбГУ, если он будет создан. Но пока я не уверен, что продолжу заниматься наукой», — поделился с «Фонтанкой» депутат.