Новые мечети могут появиться в подмосковных городах

«Зачистка», проведенная в пятницу спецслужбами на знаменитом петербургском рынке Апраксин двор, позволила ликвидировать многочисленную и хорошо подготовленную экстремистскую организацию. Как заявил глава пресс-службы Управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Дмитрий Кочетков, речь идет о радикальной религиозной группе, которая конспиративно действовала в Северо-Западном регионе.

Руководили экстремистами люди, прошедшие подготовку в печально известном Каирском университете, который дал образование целому ряду главарей «Аль-Каиды». Базой радикалам служила мечеть, расположенная неподалеку от рынка. По мнению ряда мусульманских экспертов, остановить ползучее распространение ваххабизма могла бы община приверженцев традиционного ислама. Но, как утверждают представители Совета муфтиев России, в нашей стране слишком мало культовых сооружений для проповеди мира и терпимости. Тем временем, заметная часть россиян придерживается совершенно противоположного мнения, выступая против строительства новых мечетей.

Одними из первых к решению этой проблемы приступили власти Подмосковья. Исполняющий обязанности губернатора Московской области Андрей Воробьев согласился на встречу с руководителями мусульманских общин, добивающихся разрешений на строительство мечетей в регионе.

Культовые объекты предлагается возвести в восьми городах области: Подольске, Коломне, Балашихе, Пушкино, Наро-Фоминске, Железнодорожном, Люберцах и Электростали. Правда, заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов недавно заявил, что мечети нужно соорудить «хотя бы по одной в каждом муниципальном образовании». Муниципальных образований в области – 36. Проекты мечетей вместимостью от 500 до 1000 человек уже готовы.

К сожалению, Рушан Аббясов отказался пообщаться с корреспондентом «СП», сославшись на пятничную праздничную молитву. Соблюдая принцип объективности, изложим ранее высказанную им позицию относительно проблем с возведением культовых сооружений.

30 января зампрдеседателя Совета муфтиев России сообщил о том, что в ряде подмосковных городов мусульманские общины на протяжении многих лет не могут получить участки под строительство мечетей: «А в городе Электростали проблемы с возведением возникли уже после того, как инициаторами были пройдены все необходимые процедуры для получения разрешения на строительство. Против строительства выступили местные жители, которые начали сбор подписей против появления мечети. В связи со сложившейся ситуацией мы будем обращаться к губернатору Московской области, к областным и муниципальным властям, а также выступим с инициативой слушаний в Общественной палате Московской области. Надеюсь, что при новом губернаторе Воробьеве, как и при его предшественнике Сергее Шойгу, в Подмосковье будет выстраиваться активное и взаимовыгодное сотрудничество во благо многоконфессионального общества».

В следующий день председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигулла Аширов заявил в прямом эфире «Русской службы новостей», что население Московской области не имеет права препятствовать возведению мечетей в регионе: «Местные жители не могут лишить права мусульман Российской Федерации исповедовать их религию и строить их храмы. Никто не может этого сделать, пока это есть в Конституции и в законе». В сентябре прошлого года, в период борьбы жителей московского района Митино против строительства мечети, Аширов сказал той же радиокомпании: «Мусульмане приехали в Москву надолго, никуда уезжать не собираются, и с этим нужно мириться и москвичам, и московским властям».

6 января во время встречи с журналистами в Шаховском районе Московской области временно исполняющий обязанности губернатора Андрей Воробьев отметил, что решение о строительстве мечетей нужно получать у жителей региона.

Высказала свою позицию и Русская православная церковь. «Церковь, естественно, не против строительства зданий религиозного назначения представителями традиционных религий России, но вот местные жители могут и воспротивиться таким инициативам. Из-за одного пьяного священника за рулем тень пала на всю церковь, точно так же и шариатские патрули в Лондоне бросают тень на всех мусульман. Но надеемся, что российские мусульмане, конечно, не такие. Хотя и сложно с ними договариваться, так как у них нет четкой иерархии», — сказал протодиакон Андрей Кураев.

Напомним, в прошлом месяце появилась информация об исламской молодежи, организовавшей «шариатские патрули» в некоторых районах столицы Великобритании. Члены патрулей отбирали у прохожих алкогольные напитки, стыдили девушек за короткие юбки, требуя впредь не надевать их, и закрашивали рекламу женского белья.

Население Электростали выступило с протестами против возведения культового мусульманского сооружения в октябре прошлого года. Люди прочитали в одной из газет о том, что ради постройки мечети вырубят лес. Электростальцы создали инициативную группу и написали письма в областное правительство, прокуратуру и мэру городского округа Электросталь с просьбами отменить вырубку леса в промышленном городе.

Ответом, по словам участников инициативной группы, стала «просто отписка о том, что сооружение строится на законных основаниях».

— Нам сказали, что в марте были публичные слушания, о которых сообщили в газете, которую у нас никто не читает, — возмущенно сообщила радиостанции «Сити-FM» после получения ответа член инициативной группы Ольга Аверина. — Место это находится на окраине города. Посажен лес руками наших родителей. Растет уже более 40 лет, там елки и березки. С одной стороны — завод, с другой — жилые дома. Теперь вот хотят лишить нас островка зеленого, который является легкими населенного пункта. Рядом находится Электростальский завод тяжелого машиностроения. Чтобы хоть как-то сгладить экологическую обстановку, был высажен этот лес.

Люди намерены продолжить борьбу за сохранение лесного массива.

Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований, исламовед Раис Сулейманов считает, что опасения жителей, протестующих против возведения мечетей, небеспочвенны: «К сожалению, мусульмане нередко создают ситуации, вследствие которых возникает недоброжелательное отношение к ним. Например, ритуально забивают скот во дворах жилых домов, вызывая оторопь у других жителей. Люди, проживающие на столичном проспекте Мира, рядом с которым расположена соборная мечеть, очень недовольны развязным поведением отдельных мусульман, которые собираются там во время празднования Курбан-Байрама. Например, многие перепрыгивают через турникеты на станции метро.

Пока мусульмане не примутся менять поведение, негативное отношение к ним со стороны других граждан будет сохраняться».

«СП»: — Высказывались предположения: большую часть мечетей намерены построить для мигрантов. На роликах с мусульманских праздничных богослужений видно, что подавляющее количество молящихся очень похожи на гастарбайтеров.

— Действительно, большая часть молящихся в мечетях – мигранты.

Коренными мусульманами Москвы являются практически только татары. Но в последние годы они почти не посещают мечети.

Согласен, большую часть культовых сооружений построят для гастарбайтеров.

Надо отметить и то, что некоторые мечети могут являться центрами экстремистской пропаганды и распространения запрещенной литературы, иметь отношение к распространению наркотиков.

В прошлом году члены террористической организации «Хизб ут-Тахрир» проводили вербовку в свои ряды прямо в некоторых мечетях.

Решить проблему недостатка мест для мусульманских молитв предлагал муфтий Альбир Курганов: на период проведения праздников арендовать большие посещения. В частности, он как-то снял на стадионе «Лужники» огромный зал. Молиться там значительно комфортнее, чем на улице. Против этого выступил Совет муфтиев России. Выходит, им выгодно, когда люди совершают молитвы на улицах, демонстрируя свою «масштабность».

«СП»: — Как вы относитесь к высказыванию председателя Духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигуллы Аширова о том, что население Подмосковья не имеет права препятствовать возведению мечетей?

— Действительно, Конституция предоставляет гражданам страны право молиться, исповедовать свою религию. Однако в главном законе страны отсутствует пункт о том, что мечети допустимо стоить там, где население протестует против этого. Стоит ли создавать напряжение, обострять и без того не очень доброжелательное отношение к мусульманам?! Данные проблемы создаются искусственно. Мечети, разумеется, нужно строить, поскольку в них нуждается внушительное количество граждан. Но делать это следует там, где имеются соответствующие условия. И всякий раз находить компромисс с местным населением…