Вслед за мечетями придут «исламские патрули»?

После того, как жителям московского района Митино удалось отстоять прошлой осенью свою территорию от строительства мечети, о программе возведения исламских культовых сооружений в каждом районе реальной столицы больше ничего слышно не было. Зато появилась информация о том, что целых восемь мечетей могут быть возведены в подмосковных городах — Подольске, Коломне, Балашихе, Наро-Фоминске, Железнодорожном, Пушкино, Люберцах и Электростали.

Представители Совета муфтиев России (СМР) намерены встретиться в течение февраля с исполняющим обязанности губернатора Московской области Андреем Воробьевым, чтобы попросить у него разрешение на строительство культовых сооружений в перечисленных городах, но лучше — в каждом муниципальном образовании региона.

«Ожидаем встречи в ближайшее время, — рассказал газете «Известия» заместитель председателя СМР Рушан Аббясов. — Мы не говорим о десятках мечетей, но хотя бы по одной в каждом муниципальном образовании. Чтобы люди могли получать правильное представление об исламе и тем самым было бы препятствие для распространения радикализма».

Обоснование религиозный деятель называет правильное, только на деле мечеть не всегда оказывается центром мира и согласия, о чем свидетельствует как зарубежный, так и отечественный опыт. Все зависит от того, кто в ней проповедует, а уследить за этим непросто. К тому же у него плохо не то с математикой, не то с логикой, потому что муниципальных образований (то есть районов) в Подмосковье 36, и следовательно, речь идет именно о десятках мечетей.

Прежде СМР опубликовал заявление, в котором сообщалось о намерении попросить нового главу Московской области помочь решить вопрос со строительством восьми мечетей в регионе. Публикация возымела действие — г-н Воробьев решил встретиться с мусульманскими деятелями и обсудить возникшие проблемы. В пресс-службе и.о. губернатора эту информацию подтвердили.

Аббясов не преминул попенять на экс-губернатора Громова. По его словам, при Громове возник замкнутый круг: главы муниципальных образований не давали участки, ссылаясь на администрацию губернатора, там же отвечали, что землю распределяют власти на местах.

В СМР говорят, какие участки им нужны — до которых могли бы добираться верующие, не создавая трудности для остальных жителей. Есть уже и проекты мечетей вместимостью от 500 до тысячи человек. Здания будут выполнены в традиционном стиле с элементами татарского зодчества и должны вписаться в городской ландшафт.

На роликах с мусульманских праздничных богослужений, появляющихся в сети, видно, что не помещающиеся в мечетях молящиеся подозрительно похожи на гастарбайтеров и состоят почти целиком из них. Рушан Аббясов опровергает это. «В обществе бытует мнение, что мечети строятся для мигрантов. Это не так. Мигранты сегодня здесь, завтра там. Речь идет о коренных жителях, которые испокон веков живут в этих городах».

Мусульмане недоумевают по поводу повсеместного строительства церквей и отсутствия такой же картины с мечетями. «Активно строятся православные храмы, мы радуемся за христиан, но ведь и мусульмане имеют право на свои культовые сооружения», — замечает Аббясов. Мечетей не хватает, добавляет он, и мусульманам приходится арендовать помещения для праздничных богослужений.

Областные власти от диалога с мусульманами не отказываются, но придерживаются той точки зрения, что решения о строительстве должны приниматься при наличии согласия местных жителей. «Первая задача — познакомиться, один из вопросов, которые будут обсуждаться, — строительство мечетей, думаю, что обсудят и взаимодействие с мигрантами и национально-культурными автономиями. Относительно строительства мечетей решений пока нет, но и приниматься они будут с учетом мнения местных жителей», — говорит руководитель Главного управления внутренней политики правительства Московской области Андрей Ильницкий.

Такая же позиция и у Русской православной церкви — разрешать, если это не мешает остальным жителям. «Церковь, естественно, не против строительства зданий религиозного назначения представителями традиционных религий России, но вот местные жители могут и воспротивиться таким инициативам. Из-за одного пьяного священника за рулем тень пала на всю Церковь, точно так же и «шариатские патрули» в Лондоне бросают тень на всех мусульман. Но надеемся, что российские мусульмане, конечно, не такие. Хотя и сложно с ними договариваться, так как у них нет четкой иерархии», — говорит протодиакон Андрей Кураев.

Напомним, что сообщения о «шариатских патрулях» пришли из Лондона в январе. СМИ пишут, что исламская молодежь организовала их в отдельных районах города, преимущественно восточных, где традиционно оседали иммигранты-мусульмане. Ревностные сторонники соблюдения исламских традиций, одетые в черные толстовки с закрывающими лица капюшонами, уже несколько недель с наступлением темноты патрулируют окраинные улицы британской столицы. Исламисты заявляют, что таким образом они «защищают мусульманскую территорию от неподобающего поведения» прочих лондонцев. Участники «шариатских патрулей» отбирают у прохожих алкогольные напитки, закрашивают рекламу женского белья, требуют от девушек не носить мини-юбки.

Впоследствии видеозаписи своих акций «патрульные» выкладывают в интернет. На этих роликах видно, как группа молодежи вырывает из рук испуганного британского подростка банку пива и бросает на асфальт. В аналогичном видео те же активисты заставляют мужчину вылить содержимое его банки. «Это мусульманская территория, а значит алкоголь здесь запрещен», — заявляют молодые люди с режущим слух пакистанским акцентом.

Но вернемся в родные пенаты. Председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России (ДУМАЧР) Нафигулла Аширов (известный, в частности, требованием убрать крест с российского герба) заявил в прямом эфире «Русской службы новостей», что жители Московской области не имеют права препятствовать возведению мечетей в регионе. «Местные жители не могут лишить права мусульман РФ исповедовать их религию и строить их храмы. Никто не может этого сделать, пока это есть в Конституции и в законе», — заявил он.

А Рушан Аббясов сетует на то, что мусульманам московского региона не дают возможность строить мечети. В Электростали, говорит он, мусульмане прошли необходимые процедуры на этапе выдачи разрешения на строительство, но «местные негативно настроенные жители начали сбор подписей против строительства мечети, несмотря на то, что ранее были проведены общественные слушания». «Мы уверены, что подобные протесты сводят на нет веками сложившийся межнациональный и межконфессиональный диалог и способствуют развитию ксенофобских и шовинистских настроений в подмосковном регионе», — делает вывод Аббясов.

В то же время, исламовед Роман Силантьев считает, что протесты местных жителей против строительства мечетей, принадлежащих СМР, в ряде городов Подмосковья вполне обоснованы. «В век развитого Интернета любой желающий может ознакомиться с многочисленными оскорблениями лидеров Совета муфтиев России в адрес русских и православных людей. Поэтому нет ничего удивительного, что эти самые люди совсем не рады видеть рядом со своими домами мечети Совета муфтиев», — цитирует его слова «Интерфакс-Религия».

Силантьев напомнил, что прежде «обеспокоенность экспансией Совета муфтиев» в другой регион — Ленинградскую область — выразил и.о. муфтия Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России Равиль Панчеев. «Деятельность Совета муфтиев России порождает десятки скандалов по всей стране — от Петропавловска-Камчатского до Калининграда. Еще памятна история, как предшественник Аббясова на посту главы подмосковных общин СМР Арслан Садриев сначала строил мечеть, активно ругаясь в адрес местных «исламофобов», а затем выставлял ее на аукцион ввиду отсутствия прихожан и денег на содержание. И таких историй по всей стране немало», — заявил исламовед.

Кроме того, по словам Силантьева, статистика правоохранительных органов показывает, что мечети СМР «могут не только являться центрами экстремистской пропаганды и распространения запрещенной литературы, но также иметь отношение к распространению наркотиков, о чем свидетельствуют аресты их имамов по соответствующим статьям в Омске (2000 год) и Владикавказе (2011), история с представителем Равиля Гайнутдина в Перми Аббосом Мирахмедовым (2002-2005). который сначала был пойман на провозе героина в Коране, а после депортации в Таджикистан задержан местными властями как глава террористического бандформирования».

«Так что обеспокоенность жителей Подмосковья вполне понятна и основана на конкретных фактах, а не на иррациональном страхе перед исламом и ксенофобии», — делает вывод Силантьев.

Из всего перечисленного можно заключить, что местным жителям, помимо прочего, будет также полезно поинтересоваться, чья мечеть стучится в дверь их района. Ну и не стоит забывать, что из любой мечети будут пять раз в день через динамики раздаваться призывы к правоверным на молитву.