Решить проблему бомжей можно, но они сами не хотят

Сергей уже много лет живет на улице. В Чувашии давно умерли его родители. Сестра после их смерти продала квартиру, а Сергею пообещала купить комнату. Но обещание свое так и не выполнила. Теперь Сергей — бомж— человек без определенного места жительства.

Подобных историй — тысячи. Всего в Москве, по разным оценкам, проживает от 80 до 100 тысяч бездомных. Многие из них — москвичи. Горожане относятся к ним с пониманием. Они уверены, что бомжей нужно отправлять в приюты.

Решить проблему бездомных довольно сложно. Любая инициатива в этой сфере вызывает активные споры. К примеру, недавняя идея пускать бездомных на ночь в метро вызвала массу критики. Не всех горожан вдохновила перспектива каждое утро спускаться в столичную подземку, вдыхая зловоние и рискуя подхватить чесотку или туберкулез. Тем не менее, к таким станциям могли бы подъезжать социальные патрули, которые работали бы с бездомными, предлагая поехать уже на нормальный ночлег в специальные учреждения, где бездомные смогут и помыться, и получить теплую одежду. Таких мест в столице немало. Однако, как выяснилось, особым спросом у бомжей они не пользуются.

Корреспондент «Росбалта» побывал на одном из таких выездов «Социального патруля». Работники этой службы могут не только определить бездомных в ночлежку, но и отправить их в центр социальной реабилитации, где им могут помочь встать на ноги, найти работу и вернуться на родину.

Но, судя по реакции Сергея, с социальными работниками он встречается не впервые, поэтому слова о том, что выбраться из его положения можно, никакого впечатления на него не производят.

Еще один мужчина представился Георгием Александровичем. Он коренной москвич и потерял квартиру потому, что «жена нахитрила». Несколько дней назад сотрудники полиции, по его словам, повредили ему ногу, и теперь он ходит с палочкой.

По мнению соцработника, все слова Георгия нужно проверить. Ведь сотрудникам полиции он представился под другой фамилией и сказал, что попал в столицу из Петербурга, где прожил большую часть жизни.

Бездомные после подачи сведений о себе должны приехать в Центр социальной реабилитации сами, однако не все из тех, кто встретился с соцработниками еще на улице, приехали в центр.

Первым делом клиентов «Социального патруля» отправляют на медосмотр. Медсестра по очереди осматривает вновь прибывших на предмет педикулеза, спрашивает о жалобах. Тех, у кого находят педикулез, отправляют на санобработку. После они на несколько дней могут остаться в ночлежке, а потом их переводят в санаторий, где они будут оставаться на протяжении всей программы ресоциализации. Однако многие проводят здесь лишь особенно морозные ночи, а потом вновь возвращаются на улицы. Такими, к сожалению, и оказались Сергей и Григорий Александрович, которых соцработники отправили протрезветь, но вот вернуться обратно те не торопились.

Не совсем понятно, почему многие отказываются от возможности исправить ситуацию. Очевидно, для многих бездомных бродяжничество — образ жизни, который они уже не в силах изменить. Ведь намного проще смириться, чем попытаться взять на себя ответственность.