Депутаты предлагают усыновлять детей по завещанию

Госдума также может принять поправки, отменяющие возрастную разницу между детьми, оставшимися без родителей, и усыновителями.

Председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина и еще несколько депутатов-«эсеров», включая руководителя фракции Сергея Миронова, вносят поправки в действующие статьи Семейного кодекса РФ (СК РФ), которые описывают порядок усыновления ребенка и определяют минимальную разницу в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком.

В порядок усыновления депутаты хотят внести отдельный пункт о том, что усыновление ребенка производится органами опеки и попечительства (минуя судебную инстанцию) по заявлению определенного круга лиц. Одна из поправок разрешит органам опеки осуществлять процесс усыновления (удочерения) ребенка в случае смерти единственного родителя, основываясь на специальном пункте в завещании умершего, в котором будет указано, под чей надзор должны передать ребенка.

Сейчас процесс усыновления выглядит следующим образом: сначала принимается решение органом опеки и попечительства, а затем дело рассматривается судом с обязательным участием усыновителей, где и решается судьба ребенка.

Усыновителями вне судебного порядка могут стать родственники, приемные родители (в семье которых ребенок прожил не менее года) и граждане, в чьи семьи передавались дети на временное содержание в течение более двух лет подряд.

Из статьи 128 СК РФ депутаты предлагают вовсе убрать возрастные рамки — сейчас минимальная разница в возрасте между ребенком и усыновителем (не состоящим в браке) должна составлять 16 лет. Кроме того, если ранее наличие разницы в возрасте не требовалось только при усыновлении ребенка мачехой или отчимом (п. 2 ст. 128), то теперь это условие предлагается распространить на всех родственников усыновляемого. Если подобная поправка будет принята, то опекуном после вынесения положительного решения органами опеки и попечительства сможет выступить любой родственник ребенка, например дядя, тетя или достигшие совершеннолетия братья и сестры.

Один из соавторов данного законопроекта, заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов считает, что есть действующие нормы, по которым можно и нужно вносить изменения.

— Мы считаем допустимым внесение усыновителя в завещание. Это другой подход к регулированию гражданских отношений. Был сделан вывод, что форма завещания может быть не только в имущественном виде, — говорит Емельянов.

Замруководителя фракции также отметил, что сейчас основная задача состоит в максимальном упрощении процесса усыновления для российских граждан.

— Огромное количество россиян не могут усыновить своих родственников по каким-либо причинам, начиная от финансовой составляющей, заканчивая размерами жилой площади. Подобные нормы существовали для поддержки иностранного рынка усыновления, где товаром являлись российские дети, — добавил Емельянов. — Мы также пытаемся не допустить того, чтобы само государство превращало детей в сирот при живых родителях.

Николай Слабжанин, исполнительный директор в России международной благотворительной организации в помощь детям-сиротам «Детские деревни-SOS», считает, что завещание можно использовать как один из инструментов определения будущей семьи родителей.

— Когда родитель пишет завещание, понятно, что он руководствуется лучшими побуждениями. Мне кажется, что здесь должны играть весомую роль органы опеки и попечительства, которые оценят, насколько указанный в завещании кандидат соответствует требованиям к усыновителям. Данный шаг может стать одним из дополнительных и важных факторов, которые помогут решать вопросы усыновления, — говорит Слабжанин.

Заместитель секретаря генерального совета партии «Единая Россия» и заместитель председателя комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Баталина считает, что поправки, касающиеся разницы в возрасте между усыновителем и ребенком, вполне оправданны и с высокой вероятностью имеют шанс быть принятыми.

— По поводу ограничений в плане возраста. Такая тема обсуждается, и она может быть принята. Тут основную роль будут играть органы опеки и попечительства, а также судебные органы, которые должны оценивать с максимальной адекватностью, насколько человек, берущий ребенка на воспитание, сможет предоставить ему все необходимое для развития и существования, — говорит Баталина.