Арзамасский завод сорвал поставку бронетранспортеров

Две сотни модернизированных БТР-82 не были вовремя поставлены в войска, Минобороны планирует взыскать с арзамасского производителя военной техники многомиллионную неустойку.

Между Минобороны и оборонно-промышленным комплексом разгорелся очередной скандал. Жесткие претензии предъявлены Арзамасскому машиностроительному заводу (АМЗ) за срыв поставок двух сотен модернизированных БТР-82 в рамках гособоронзаказа (ГОЗ). Это почти 60% ГОЗ по бронетранспортерам за 2011–2012 годы, пишут в среду «Известия» со ссылкой на информацию из Минобороны.

«Срыв гособоронзаказа стал очевиден в конце прошлого года, и мы сразу стали выяснять, в чем дело. Могу только сказать, что по итогам предварительных разбирательств на заводе понесли ответственность ряд руководителей, снят один из замов директора, отвечающий за БТР-82, а также несколько начальников отделов», – сообщил изданию источник в военном ведомстве.Сообщается, что причиной срыва стал заключенный в прошлом году контракт между заводом и ОАО «Рособоронэкспорт» на поставку БТР-82 и БТР-80 иностранному покупателю. Для кого эти машины, неизвестно. А в итоге АМЗ оказался не готов к повышению объемов производства продукции. Представитель одного из департаментов Минобороны, курирующего обеспечение гособоронзаказа, заявил «Известиям», что рекламации к АМЗ оценены в десятки миллионов рублей. «Точный размер неустойки сейчас просчитывается, но за 200 машин будет внушительная сумма. Производители должны чувствовать ответственность за срыв поставок», – отметил он.

БТР-82 оснащаются мотострелковые бригады Южного военного округа, а также подразделения морской пехоты на Каспийском и Черном морях. 200 бронетранспортеров – это полный комплект одной мотострелковой бригады.

Согласно экспертным оценкам, общая численность БТР-82 в ВС России сейчас приближается к 1,5 тыс., около трети из них – новые, остальные переделаны из более старой модели БТР-80.

БТР-82 – это последняя модернизация советской модели БТР-80А. Она вооружена 30-миллиметровой автоматической пушкой, имеет более мощный, по сравнению с предшественниками, 320-сильный двигатель КамАЗ, новую радиостанцию, автономные спутниковые навигационные каналы, лазерную активно-импульсную подсветку, которая позволяет командиру обнаруживать противника на дистанциях до 3 км.

Со временем эта машина должна полностью заменить 80-ю модель путем переоборудования или выпуска новых. Следующей основной моделью Сухопутных войск должен стать перспективный БТР «Бумеранг», который планируется показать в конце года.

В Военно-промышленной компании, управляющей Арзамасским машиностроительным заводом, «Известиям» подтвердили, что срыв поставок был, однако не смогли назвать причину из-за секретности.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в среду вице-премьер, председатель Военно-промышленной комиссии при правительстве России Дмитрий Рогозин выступит в Совете Федерации с докладом об исполнении гособоронзаказа 2012 года.Глава комитета верхней палаты по обороне и безопасности Виктор Озеров сообщил журналистам, что помимо выполнения гособоронзаказа, сенаторы намерены задать вице-премьеру вопросы, связанные с поставкой образцов вооружения в воинские подразделения, приоритетными направлениями военной программы ОПК, а также с подготовкой кадров для оборонно-промышленного комплекса.

А накануне была анонсирована новая схема закупок военной техники для российской армии.

Все новые контракты Минобороны с военной промышленностью должны быть контрактами жизненного цикла, заявил глава ведомства Сергей Шойгу. Предприятия ОПК должны будут обслуживать свою продукцию и после того, как она поступит в войска. Это решение полностью меняет ситуацию, сложившуюся во времена Анатолия Сердюкова. При этом, по мнению ряда экспертов, новая система таит в себе опасность.

«Это другая крайность против той, которую пытались ввести при Сердюкове, когда специализированные организации при Минобороны получили все права в этой области, – прокомментировал газете ВЗГЛЯД ситуацию директор программы Центра политических исследований России по обычным вооружениям Вадим Козюлин. – Проблема, вероятно, даже не в том, что это была плохая система. Просто во главе стояли нечистые на руку люди, которые думали в первую очередь о личном интересе. Теперь Шойгу пытается исправить эту ошибку, на мой взгляд, совершая поворот в другую крайность. Дело в том, что производители географически находятся в удаленных местах от места расположения техники. В Советском Союзе эту проблему решали созданием ремонтных мощностей на различных территориях. У Министерства обороны было несколько заводов, и производитель мог выполнять ремонтные работы и проводить модернизацию. Мне кажется, что в Советском Союзе это имело смысл, в России имеет смысл найти некий баланс».