Многодетная семья попала в правовой казус

Многодетная мать Анастасия Ленивцева, эмоциональное выступление которой стало одним из самых острых моментов программы «Специальный корреспондент» на канале «Россия 1», смогла поговорить с губернатором Свердловской области. Анастасия воспитывает пятерых детей, в том числе троих приемных дочерей. В последнее время бюрократические проблемы едва не лишили ее семью дома.

Свердловчанка Анастасия Ленивцева и ее муж Илья — многодетные родители. У них пятеро детей. Двое своих и удочеренные тройняшки — Вера, Надя и Люба. Полтора года назад девочек забрали из детского дома.

Отстаивая права своей семьи, Анастасия пришла в студию программы «Специальный корреспондент» Аркадия Мамонтова 29 января 2013 года. И рассказала о том, что сегодня беспокоит, пожалуй, всех усыновителей.

«Когда я обращаюсь за какой-либо помощью, мне органы опеки с улыбкой всегда говорят одно — ты не справляешься, мы у тебя их изымем!» — пересказала Анастасия Ленивцева типичный разговор с чиновниками от социальной защиты.

Изымать детей у Ленивцевых пока никто не собирается. Да и не за что. Недавно Анастасия с мужем приобрели для них просторный дом. Недостающую сумму, около 5 миллионов рублей, взяли в ипотеку.

Деньги для семьи огромные, но молодые родители все рассчитали. Если сложить материнский капитал, собственные накопления и выручку от продажи однокомнатной квартиры, полученной по областной программе помощи многодетным, тогда от кредита останется всего около миллиона. Для двух работающих родителей сумма вполне подъемная.

Но чтобы продать однокомнатную квартиру, надо исключить детей из договора долевого участия. А без письменного согласия органов опеки сделать это нельзя.

«У детей есть имущественные права, и не может орган опеки дать разрешение. Пожалуйста, есть судебный спор. Если суд примет сторону заявителя, значит, органы опеки подчинятся этому решению», — поясняет начальник управления органов опеки и попечительства Каменского района Свердловской области Маргарита Скородумова.

Формально — безупречная позиция. Но формальные рассуждения могут приве, детисти к тому, что оплачивать кредит Ленивцевы окажутся не в состоянии, им придется переехать в квартиру без ремонта площадью 49 квадратных метров, а теплый, просторный дом, оставить банку в счет погашения долга.

«Я опеке все время говорю: господа, мы говорим о правах не каких-то мифических детей. Это вполне конкретные дети, которые умеют разговаривать. Давайте спросим у наших детей, что они хотят? Иметь какую-то сомнительную бумажку о праве собственности на объект и жить либо в съемном жилье, либо на трехэтажных нарах спать, либо жить в приюте или иметь свою комнату и участок, закрытую территорию и благополучную жизнь? Я думаю, что ответ очевиден», — отмечает Анастасия Ленивцева.

В борьбе с формальностями и за дом для своих детей Анастасия дошла до главы региона. Губернатор Свердловской области доводы выслушал и согласился.

«Я вас хочу просто убедить: вы никого не бойтесь, я вас сам лично запишу, помогу. Мы обязательно решим вашу ситуацию», — заверил многодетную мать губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев.

Если вопрос многодетной семьи Ленивцевых решится, это создаст в Свердловской области важный прецедент.

«Внесем предложения либо в части законодательной инициативы, либо необходимо будет дождаться решения суда», — поясняет губернатор Свердловской области.

Но время, которое власти потратят на поиск решения, семье Ленивцевых будет стоить 75 тысяч в месяц — это обязательные платежи по кредиту, с которыми многодетная семья с трудом справляется уже почти полгода.

Ленивцевы из уральского поселка Бобры сами себя называют оптимистами. Они уверены, что их проблема обязательно решится. И сейчас, даже когда их жилищный вопрос продолжает оставаться открытым, они всерьез обсуждают возможность взять из детского дома еще детей. На этот раз двух мальчиков.