Уровень распространенности бумажного чтения неуклонно снижается

2013 год практически без раскачки начался с релиза нового цифрового устройства: фирма Polaroid, выпускавшая когда-то легендарные фотоаппараты мгновенной печати, представила 7-дюймовый планшет на базе операционной системы Android 4.0, рассчитанный на детей младшего возраста.

«Всю нашу 75-летнюю историю мы были известны тем, что создавали инновационные и удобные в работе продукты, которые стали популярны среди всех возрастов, – приводит официальный пресс-релиз слова президента Polaroid Скотта В. Харди. – «Таблетка для детей» – не исключение. Этот планшет воплощает фирменную индивидуальность Polaroid и объединяет много особенностей, которые понравятся и детям, и их родителям».

От «взрослых» аналогов детский планшет отличают специальная защита корпуса, набор встроенных средств «родительского контроля» (они позволяют оградить ребенка от нежелательного контента из Сети) и широкий набор «детских» приложений: фоторедактор, музыкальная студия, приложение для потокового просмотра детского видео, приложение для рисования и десять интерактивных книг. Железо вполне под стать ПО: у планшета 512 мегабайт оперативной и восемь гигабайт внутренней памяти; 2-мегапиксельная камера, слот для SD-карт, модуль Wi-Fi и разъем USB…

Прыгать против ветра – заведомо обречь себя на поражение. Призывать к отказу или даже просто к ограничению использования современных электронно-цифровых средств порождения, размножения и хранения информации – обратная сторона все того же цифрового безумия. (Пока я написал, то есть набрал на клавиатуре ноутбука предыдущие два предложения, умный гаджет три раза подчеркнул мне красным орфографические ошибки. Как же от этого откажешься?!)

И тем не менее какие-то новые нотки в тотальной цифровой эйфории, охватившей планету, появились. Свежим ветром повеяло с Туманного Альбиона.

Сначала англичане с некоторым даже удивлением вынуждены были констатировать: уровень распространенности книжного чтения среди молодых британцев неуклонно снижается. Согласно данным исследования британской общественной организации National Literacy Trust, опубликованным в самый канун католического Рождества, каждый седьмой подросток в Великобритании никогда в своей жизни не бывал в книжном магазине.

Любопытна еще одна деталь, выявившаяся в ходе исследования. 32,9% опрошенных детей сообщили, что никогда не видели своих отцов за чтением книги. Этот показатель превышает данные аналогичного опроса двухлетней давности (24,9%). При этом более юные респонденты в четыре раза чаще заявляли, что их отцы никак не поощряют чтение книг. Не иначе, именно в это «слабое звено» метит и очередной гаджет от Polaroid!

Исследованием NLT была охвачена 21 тысяча британских детей и подростков в возрасте от 8 до 16 лет, обучающихся в 128 различных школах Англии, Северной Ирландии, Шотландии и Уэльса.

Конечно, тут можно возразить, что отказ от традиционных книг – кстати, книги для детей до недавнего времени считались последней линией обороны бумажного книгоиздательства – вовсе не означает снижения интенсивности чтения как такового. Люди, дети и их родители продолжают читать, только с других носителей. Например, с электронных «читалок» – букридеров, eReader.

По данным исследовательской компании IHS iSuppli, которые приводит агентство Интерфакс, мировые поставки букридеров выросли с 1 млн. устройств в 2008 году до 10 млн. в 2010 году. В 2011 году этот показатель достиг пика – 23 млн. штук. Однако уже тогда поставки планшетников составили 67 млн. устройств. По оценке компании, в 2012 году продажи букридеров упали на 36% – до 15 млн. штук, а к 2016 году они сократятся до смехотворных 7 млн. устройств.

«Люди просто стали тратить больше времени на вещи, отличные от чтения книг, и в результате мы движемся вперед к консолидации различных функций в одном устройстве, таком как планшет, и это действительно самый значимый тренд сейчас в потребительской электронике», – отмечает аналитик IHS Джордан Селбурн.

Но за простым перераспределением бюджета свободного времени в пользу того или иного занятия, а фактически в пользу того или иного электронного устройства, стоят вещи куда более серьезные. Например, изменение физиологии мозга человека.

О физиологии чтения задумывался еще в 20-е годы прошлого века поэт Осип Мандельштам. «Он говорит о «рефлексологии» речи: слово не просто «цитатная оргия», а мощный сплав энергии, необходимой для развития ума, для важных нравственных движений, для понимания цвета, света, музыки, танца, мысли, – отмечает Елена Глазова-Корриган, доктор философии по сравнительному литературоведению, преподаватель в университете Эмори (Атланта, США). – И все это происходит в сладком очаровании слова… Он предсказал развитие новой науки, которую называл рефлексологией речи, физиологией чтения» (см. «НГ-Ex Libris» от 26.04.12).

Теперь, без учета влияния новых цифровых гаджетов, изучение рефлексологии речи и физиологии чтения, о которой говорил Мандельштам, невозможно. Быстро среагировали те же англичане. В ноябре 2012 года агентство BBC News сообщило: министр образования и социальной защиты детей Великобритании Элизабет Трасс объявила, что английским школьникам будет запрещено пользоваться калькуляторами при сдаче государственных экзаменов по математике в 11 лет. Министерство также планирует ограничить использование этих приборов на занятиях в начальной школе. Изменения вступают в силу с 2014 года.

Сейчас школьников в Великобритании обучают работе с калькулятором в семилетнем возрасте. В британском правительстве полагают, что это приводит к «зависимости» учеников от этих приборов, пишет газета The Daily Mail. В результате, по мнению Трасс, английские школьники не получают необходимых им для развития навыков счета как в письменной форме, так и в уме. По словам министра, прежде чем научиться пользоваться калькуляторами, школьники должны в совершенстве освоить приемы сложения, вычитания, деления и выучить наизусть таблицу умножения. Заметим, что подобный запрет существует уже в американском штате Массачусетс, в Сингапуре и Гонконге, где также запрещены калькуляторы в младших классах.

Все это, по-видимому, полностью относится и к навыку чтения, и к навыку письма. Интересное мнение высказал на этот счет на книжном фестивале в Москве «Бу! Фест-2012» художник Евгений Добровинский. Он устраивал на «Бу! Фесте-2012» каллиграфический перформанс. «Без владения письмом от руки человеку вообще нельзя садиться за компьютер, – уверен Добровинский (см. «БУ! мажка № 4» от 25.08.2012, газета шестого московского фестиваля Бу! Фест). – Раньше хотя бы письма писали и конспекты лекций. А теперь вот… Я каллиграфией занимаюсь 40 лет, семь лет веду каллиграфические курсы для дизайнеров и знаю, о чем говорю. Для человека более естественно писать от руки».

Эти эмоциональные художественные высказывания вполне подтверждаются и серьезными психологическими исследованиями. Некоторые результаты таких исследований были представлены, например, на конференции «Современное состояние и перспективы развития когнитивной науки в России», состоявшейся в 2010 году в Российском государственном гуманитарном университете. Более 48% детей в России не осваивают письмо и чтение: возможно, это результат интенсификации познавательного процесса. В том числе из-за раннего приобщения к персональным компьютерам – в пять-шесть лет. Никакого позитивного эффекта это не дает. Резюме ученых: мы призываем к внедрению информационных технологий в школе, но абсолютно не знаем, а готовы ли к этому дети.

Похоже, права автор статьи «Каллиграфия, физиология и эффективность» в «Бумажке № 4» Н.Воронцова: «Даже на уровне физиологии организация процесса ручного и машинного письма различается. Мозги работают в разных режимах». А пока ученые спорят, видимо, уже на популяционном уровне включаются какие-то защитные механизмы сопротивления тотальной «дигитализации» (от англ. digital – цифровой). В обществе наметился небольшой, но явный дрейф от цифровых к аналоговым устройствам.

В январе вышла статистика продаж традиционных, виниловых музыкальных пластинок в Великобритании в 2012 году (то есть дисков, записанных по аналоговой, а не по цифровой технологии). Как сообщает агентство BBC, продажи винила в Великобритании растут пятый год подряд – об этом свидетельствуют данные Британской ассоциации производителей фонограмм (BPI). Всего за прошлый год в стране было продано 389 тыс. пластинок, на 15,3% больше, чем в 2011 году.

«За более чем 60 лет верной службы виниловый диск превратился в самый живучий формат музыкальных альбомов всех времен», – подчеркивает исполнительный директор BPI Джефф Тейлор. По его словам, хотя продажи винила не столь велики по сравнению с компакт-дисками и цифровыми версиями альбомов, виниловые пластинки завоевывают новых фанатов, в особенности на различных меломанских мероприятиях.

Сопротивление человеческой популяции переводу всех жизненных функций в «цифру» нарастает по всем фронтам. Как ни странно, это вынуждены отмечать и лидеры мира цифровых технологий.

В специальном социологическом исследовании «Психология эффективных бизнес-коммуникаций в географически распределенных коллективах», выполненном по заказу компании Cisco, отмечается, что чрезмерное использование электронной почты, нежелание отвечать на сообщения и выбор неоптимальных средств связи снижают уровень доверия в распределенных коллективах и замедляют реализацию критически важных проектов.

Как оказалось, даже такое преимущество цифровых технологий, как скорость обмена информацией, весьма относительно. Обмен данными по электронным каналам иногда занимает в четыре раза больше времени, чем обмен информацией того же объема при личном общении, когда люди используют невербальные формы коммуникаций. С помощью невербальных средств (мимики, жестов и т.п.) передается до 63% так называемой социальной информации. А в результате многонациональному коллективу требуется до 17 недель, чтобы добиться эффективности и сплоченности, характерной для более однородных рабочих групп.

«Виртуальные коллективы пользуются современными технологиями связи, но, как показывают результаты исследования, для эффективного общения этого явно недостаточно, – резюмирует Клайв Соукинс, директор по решениям Cisco Unified Communications в Европе. – Людям нужны прочные личные отношения…»

И все-таки особых иллюзий в этом плане испытывать не приходится. «Грамматология, помноженная на мощь электронных и нанотехнологий, представляет человека как исчезающий субъект в грядущем мире машин письма», – уверен американский философ и культуролог Михаил Эпштейн. Одна надежда – природа человека, как всегда, обнаружит какие-то компенсаторные механизмы. Другое дело – захочет ли (и сможет ли) человек ими воспользоваться.