Наполеоновское дело Батурина

В понедельник Гагаринский суд столицы начал рассматривать по существу дело Виктора Батурина. Бизнесмена обвиняют в мошенничестве с векселями компании «Интеко». С Батурина должны взыскать около шести миллиардов рублей. Самый большой интерес представляет коллекция личных вещей Наполеона, которую предприниматель собирал несколько лет. В 2004, когда фамилия «Батурин» открывала в Москве любые двери, коллекцию даже выставили в здании музея-панорамы «Бородинская битва». Где она сейчас — гадают и историки, и судебные приставы.

Ищут следователи, ищут приставы и никак не могут найти клад «Батурина-Бонапарта». По их мнению, олигарх мог спрятать сокровища императора в Швейцарии, а может во Франции. Или в Германии. Так же нужно проверить Испанию, Италию, Болгарию, Румынию, Грецию и все Соединенные Штаты Америки. Коллекция антиквариата — личных вещей Наполеона — может быть в любой точке планеты, где Батурин вел свои дела.

«Это очень ценная коллекция. Процентов 70-80 вещей представляют огромный исторический интерес. Это живопись, оружие», — сказал Олег Соколов, историк.

Специалист по военной истории Франции Олег Соколов с 2005 года помогал собирать коллекцию. Вместе ездили по аукционам и скупали реликвии.

Самые удачные торги состоялись в Фонтенбло. «Бонапартист» Батурин потратил за раз миллион евро. За 250 тысяч евро была куплена пара консольных столиков красного дерева. А еще коронационный альбом и портрет сестры Наполеона. Это — чтобы придать объем своей коллекции. А лично Батурину нравилось другое.

«Виктор Николаевич больше интересовался платочками, рубашками», — продолжает Олег Соколов.

Так же в коллекции: шпага, треуголка и клок волос Наполеона, личные вещи и мебель, редкие книги. Только библиотеку оценили в два миллиона евро. Сохранность этой коллекции сейчас волнует не только искусствоведов, но и следственные органы. Её хотят найти, чтобы оценить, чтобы арестовать. Общий долг Виктора Батурина – то, что должны взыскать по суду приставы — около шести миллиардов рублей.

«Я не знаю — сохранилась ли коллекция Батурина. Этого пока никто не знает. Но то, что он тратил на нее огромные деньги, это факт», — отметил Александр Смирнов, главный научный сотрудник Государственного исторического музея.

Батурин всегда хотел явить свою коллекцию миру. Культурная Москва помнит, как восемь лет назад, говорят, что на спор с другом, олигарх выставил свое собрание в музее-панораме «Бородинская битва». Музейные работники были искренне оскорблены.

«Изначально планировалось, что эта выставка будет занимать только выставочный зал. А потом была нарушена вся экспозиция музея. Все основные экспонаты были убраны в фонды», — объяснила Гелена Тянтова, пресс-секретарь музея-панорамы «Бородинская битва».

Так же в наполеоновских планах Батурина было строительство отдельного собственного здания музея — на пятачке перед музеем.

В те годы семья Батуриных в столице пользовалась уважением в определенных кругах. Москву спасло только то, что поссорились Виктор Николаевич с Еленой Николаевной.

«До этого у него было все хорошо с московскими властями и у него были планы. А потом, когда начались всякие проблемы, он и не смог реализовать эту идею», — считает Олег Соколов, историк.

А вот в руки правосудия Батурин и Бонапарт попали при разных обстоятельствах. Император, практически сам. Олигарха долго доставали из туалета оперативники. Очень не хотел сдаваться.

Батурин так и не извинился за свой французский. Следственный изолятор — не поместье Лонгвуд, а Новослободская улица — далеко не остров Святой Елены.

Но здесь Батурин, наверняка, нашел у себя много общего с судьбой кумира. По крайней мере, часть близких к Батурину людей говорят, что всю свою коллекцию он действительно зарыл.