КПРФ — самый удачный проект Кремля?

«. Мы пойдём другим путём!» В.И. Ленин.

Зюганов понимает это по-своему.

В Москве в феврале состоится XV съезд КПРФ. Это событие преподносится «Правдой» и другими газетами партии как эпохальное. Казалось бы. При всей ясности правого уклона КПРФ есть определённая часть честных коммунистов в партии и левой общественности, которые возлагают на съезд определённые надежды. Мол, вот соберётся съезд, даст оценки и выправит положение. На съезд пишутся письма и даже коллективные обращения целых организаций, исключённых из КПРФ.

Перед съездом в декабре 2012 г. в Москве прошла неформальная встреча представителей 12-ти коммунистических партий, которые обсудили теоретические проблемы комдвижения, о чём рассказала в материале «Наследники Манифеста» газета «Правда». Ситуация для левых кругов довольно интересная, с просьбой её прокомментировать наш корреспондент обратился к Первому секретарю ЦК РКРП Виктору Тюлькину.

Корр.: Виктор Аркадьевич, у КПРФ юбилейный пятнадцатый съезд, но её руководители заявляют, что ведут свою историю аж от РСДРП — РКП)б) — ВКП(б) — КП РСФСР, потому что они, якобы, являются наследниками всего положительного, что было в истории КПСС. Вы были активным участником событий 1988 — 1991 гг., когда создавалась КП РСФСР, запрещалась Ельциным КПСС и вновь образовывались РКРП, КПРФ и другие партии. Как Вы прокомментируете эту преемственность КПРФ?

В.Т.: Дело не столько в моём личному участии, я был одним из членов ЦК КП РСФСР. Дело в той борьбе внутри КПСС, которую вели настоящие коммунисты с политикой Горбачёва. Создание Компартии России в 1990 г. шло под давлением партийных низов, наиболее массовым и активным представителем которых было Движение Коммунистической Инициативы (ДКИ). РКП задумывалось как организационное сплочение коммунистов России для отпора Горбачёву и горбачёвщине. Горбачёв долго тормозил процесс, но когда поезд пошёл, его адепты постарались возглавить процесс. Сегодня в руководстве КПРФ вокруг Зюганова нет ни одного человека, кто бы во времена Учредительного Съезда КП РСФСР и XXVIII съезда КПСС выступал против Горбачёва и курса рыночных реформ (это можно проверить по стенограммам). Всех вычистили. Поэтому сегодня если КПРФ и является наследницей чего-то от КПСС, то скорее горбачёвской линии.

Корр.: Как Вы оцениваете перспективу написания писем, в том числе основателями партии в адрес съезда с требованиями выправления курса?

В.Т.: Я думаю, это дело бесперспективное. ЦК РКРП давно дал оценку правому уклону руководства КПРФ. Оно прошло точку невозврата, зашло так далеко, что часто уже занимает антикоммунистические позиции, оставляя толькокоммунистическое название как прикрытие и в утешение верующим в коммунизм массам. Назад это руководство уже не повернёт. Надеяться на то, что партийные массы поправят или сменят руководство, не приходится, поскольку аппаратная система управления в партии не оставила никакого места для реальной внутрипартийной демократии. Всех несогласных быстро объявляют неотроцкистами или русофобами и убирают из партии целыми организациями. Так что приятныхнеожиданностей не будет.

Корр.: Но политическая линия КПРФ пользуется поддержкой самых солидных, если можно так выразиться, партий международного комдвижения. 15 — 16 декабря 12 партий провели неформальную встречу по теоретическим вопросам комдвижения.

В.Т.: Этот сбор только подтверждает тот факт, что в коммунистическом движении не только не преодолён идейно-теоретический кризис, но и закрепляется сильнейший правый уклон. Хотя авторы материала в «Правде» и заявили, что на встречу собрались те партии, которые имеют научно-теоретические центры и ведут серьёзную теоретическую проработку вопросов, тем не менее они на самой встрече уклонились от прямых оценок коренных противоречий движения. В обтекаемых формулировках большинство этих партий подтвердили своё теоретическое направление на отход от революционного марксизма и приспособление в различных формах к улучшению капиталистического строя. Здесь и приверженность к концепциям рыночного капитализма, и признание целесообразности участия так называемых лево-центристских правительствах, и неправомерное деление процесса борьбы за социализм на этапы с ограниченными целями, и отрицание общих закономерностей построения социализма под предлогом учёта национальных особенностей, и выдвижения концепции пересмотра теории под лозунгом «социализма XXI века» и пр,. Представителя Компартии Греции Элисеоса Вагеноса, единственного выступившего с позиций ортодоксального марксизма, авторы материала обвинили вдогматизме и недиалектичности. Таким образом, по нашей оценке, это обсуждение скорее теоретическое оправдание и обоснование мечты Михаил Сергеевича — под красным знаменем в капитализм.

Корр.: Выходит, что КПРФ — это не оппозиция?

В.Т. (смеётся): В том-то и дело, что оппозиция. Вопрос — какая? Путин ещё в 1999 г. сказал, что у коммунистов есть все шансы стать современной крупной парламентской партией в европейском смысле этого слова, … если они избавятся от своих идеологических тараканов. Так что получается, что КПРФ остаётся оппозицией в рамках, разрешённых системой, т.е. Путиным и режимом. Говоря теоретическим языком, это оппозиция его Величества.

Корр.: А как же быть с утверждением авторов статьи, что они являются наследниками Манифеста?

В.Т.: Ну, объявить можно что угодно. Так же наследником и большевиков и Ленина объявлял себя Горбачёв. Да и вообще, ревизионисты всех времён объявляли себя наследниками Маркса и занимались его осовремениванием.

Наследником Манифеста желает видеть Зюганова и Владимир Путин. В 2009 г. к 65-летию Геннадий Андреевича Путин подарил ему первое выпущенное в Советском Союзе издание Манифеста. Должно быть с намёком, что дело борьбы за интересы рабочего класса с буржуазией находится в надёжных руках. В народе даже родился на эту тему анекдот:

Путин подарил Зюганову Манифест Коммунистической партии. «Заманивает на революцию — подумал лидер КПРФ.

— Кукиш. Мы пойдём другим путём!».

Корр.: Так что же получается, КПРФ — не коммунистическая партия …. А какая?

В.Т.:29 января уже этого года на Совете непарламентских партий при председателе Госдумы Владимир Абдуалиевич Васильев, руководитель фракции Единой России выступая высказал следующий комплимент Жириновскому и Зюганову:«Стабильность, нужна стабильность. И вот здесь нам всем нужно задуматься. От всех вас зависит во многом, каким будет политический процесс.

Мы в партии «ЕДИНОЙ РОССИИ», с коллегами в Думе не раз об этом говорили, огромная заслуга и вот Владимира Вольфовича, находящегося здесь, и Геннадия Андреевича и его коллег в том, что в своё время в развитии новейшей истории России они сыграли очень важную роль, они не дали процессу пойти опять по революционному пути, а такие ситуации были уже и в новейшей истории. И это зависит как раз от политических партий, от их лидеров»

Так что получается, это партия стабилизации положения. Самый удачный проект Кремля.