Умеет ли выпускник школы читать?

— Этот вопрос, однако, отнюдь не является неуместным. Пожалуй, ещё пять — десять лет назад он и казался бы совершенно излишним, но наблюдения за современными школьниками старшего возраста порой вынуждают усомниться в их способности осмысленно читать и анализировать текст. А ведь чтение — один из основных видов речевой деятельности человека.

Для начала позвольте представиться. Меня зовут Галина, я филолог и работаю репетитором по русскому языку и литературе около четырёх лет. Несмотря на сравнительно небольшой стаж и отсутствие опыта работы в школе, я хотела бы поделиться некоторыми выявленными мною закономерностями, связанными с преподаванием русского языка и литературы в современной школе и с тем, как эти предметы усваиваются учениками.

Ко мне приходят школьники разного возраста и уровня подготовки. Соответственно, цели у них тоже разные. Большинству просто нужно сдать ЕГЭ или ГИА. Именно о проблемах, характерных для этой группы учеников, я и хочу поговорить сегодня.

Меня каждый раз удивляет то, что ЕГЭ по русскому языку у современного школьника приобрело статус одного из самых лёгких (даже «халявных», хоть это слово принадлежит, скорее, к студенческому сленгу) экзаменов, и, вне зависимости от уровня знаний, каждый ученик хочет получить не меньше 80 баллов, а то и 90. Ореол простоты ЕГЭ по русскому языку приобрёл, скорее всего, из-за большого количества случаев, когда стабильный троечник набирает 90 и даже 100 баллов на удивление учителям, знавшим, какой уровень показывал этот школьник на протяжении многих лет учёбы. Тем не менее, особенность ЕГЭ такова, что тестовая форма и стандартные требования в частях с кратким и развёрнутым ответами путём натаскивания позволяют и троечнику произвести, в конце концов, впечатление полного владения предметом. Учителя, проверяющие часть С, зачастую ставят завышенную оценку, чтобы избежать возможной апелляции со стороны ученика, либо просто, судя по общему уровню работ, снижают планку. В итоге же получается, что, имея на руках сертификат ЕГЭ по русскому языку с высоким баллом, выпускник на самом деле не только не владеет родным языком на должном уровне, но и не способен вдумчиво читать и анализировать русскоязычные тексты.

Именно эта проблема — неспособность к осмысленному чтению — является одной из основных для современных школьников. Трудно представить, но процент выпускников, которые, прочитав текст из 1000 слов, не могут даже сформулировать его тему, действительно большой. Для меня это немыслимо: как можно прочитать текст на родном языке и не понять хотя бы, о чём в нём говорилось? Вопрос второго порядка — зачем говорилось? — вообще чаще всего остаётся для школьника за гранью доступного, а ведь это такая мыслительная работа, которая просто необходима любому представителю вида Homo sapiens (Человек, прошу заметить, Разумный). Таким образом, репетитор по русскому языку имеет несчастье наблюдать у современного ребенка — представителя молодого поколения — отсутствие способности самостоятельно рассуждать, отталкиваясь от предложенного материала, и делать на его основе какие-либо выводы.

Конечно, такая ситуация складывалась годами. Если говорить о причинах, которые лежат на поверхности и не вызывают никакого сомнения, то это, в первую очередь, отсутствие у современного школьника культуры чтения. Такое времяпрепровождение, как «почитать», меркнет перед «послушать музыку», или «посмотреть фильм» (и хорошо ещё, что фильм, ведь имеется вариант «посмотреть прикольные видяшки на YouTube»), или «посидеть в Интернете». Но не только художественная литература потеряла свой исторический статус. Мне довелось иметь дело с учеником, который принципиально не читал вообще ничего: ни книг, ни газет, ни новостей, ни даже «популярных пабликов вКонтакте». Полнейшее отсутствие навыка чтения сказывалось в том, что он и устную речь длиной в 3-4 предложения не мог воспринимать с первого раза. Однако же школьник этот ни в чём не ощущал собственной ущербности. Когда он выйдет из школы, он также не будет производить впечатление «отклонения от нормы», потому что сама норма изменилась.

Другим следствием неспособности к чтению является отсутствие эрудированности. На ЕГЭ по русскому языку в части С нужно не просто выявить тему и проблему предлагаемого текста, но и, согласившись или не согласившись с мнением автора, привести аргументы в защиту своей позиции. С этим у школьников тоже беда. Часто им оказывается трудным вспомнить пример из литературы (ещё бы! особенно если ничего не читать), и тогда они обращаются к фактам из жизни или нехудожественным текстам. Здесь тоже начинается нечто фантастическое: например, рассуждая о проблеме доверчивости, ученик может привести в качестве аргумента историю Колобка, вспомнить мультфильм или песню современного исполнителя. Оно, может, и неоспоримо, но неужели «Колобок» — это всё, что почерпнул выпускник школы из богатейшего русского культурного наследия? Тем не менее, такие примеры засчитываются на ЕГЭ как полноценные.

И здесь возникает новое пагубное последствие: раз есть прецедент (то есть случай, когда некий школьник за «Колобка» получил достаточное количество баллов), то зачем тогда вообще о чём-то задумываться и стараться подыскать более глубокие аргументы? Зачем читать Достоевского, если на экзамене достаточно будет вспомнить сводку криминальных новостей, которые школьник посмотрел за ужином перед телевизором? Таким образом, учителя, проверяющие ЕГЭ и снижающие требования к общему уровню эрудированности выпускника, как бы сами дозволяют ему ничего не читать, не стремиться узнать ничего нового, не «заморачиваться» и не рефлексировать.

Можно также сказать, что современный школьник не умеет логически выстраивать предложения и внятно выражать свои мысли на бумаге. Часто случается, что ученик забывает о второй части предложений типа «если …, то…», «когда …, тогда …», «несмотря на то что…, …», возникают трудности даже при употреблении союзов «потому что» и «поэтому». Мысли постоянно скачут или обрываются, что делает текст трудным для понимания. Интересно, как такие выпускники будут существовать в мире, где постоянно необходимо отстаивать свою точку зрения, доказывать свою правоту, уметь рассуждать над поставленными задачами? Или это от русского человека больше не требуется?

Подводя итоги, считаю необходимым констатировать тот факт, что тенденция формирования современного общества потребителей простирается уже и на молодое поколение выпускников школ. Причём если на людей 20-70 лет обрушивается в основном только шквал низменно-развлекательных видов информации, то на подростков, помимо этого, — ещё и сама школьная система образования, полностью переориентированная под ЕГЭ и допускающая успешную сдачу экзамена при владении только минимальными навыками. Но чаще всего происходит так, что, оставаясь в постоянной подпитке со стороны СМИ и иже с ними, этот интеллектуальный минимум сохраняется в неизменном виде на протяжении всей дальнейшей жизни человека, не прибавляя к себе ничего более.