Общественный транспорт будет недоступен пьяным водителям

Общественный транспорт сделают недоступным для пьяных водителей.

Весь общественный транспорт в России в скором времени могут оснастить алкозамками — специальными электронными устройствами, которые не позволяют нетрезвому водителю завести двигатель.

Замминистра транспорта Московской области Юрий Фельде, как сообщают «Известия», уже обратился с предложением переоборудовать свои машины к региональным перевозчикам. При этом он считает, что в перспективе системы блокировки необходимо установить на все транспортные средства, выпускаемые в России, поскольку это, как говорят аналитики, позволит снизить общее количество ДТП примерно на 25%.

Алкозамок — это особый гаджет, который блокирует зажигание в случае, если водитель нетрезв. Машина просто не заводится, если доля алкоголя в воздухе превышает установленную норму. Считается, что обмануть такой прибор нельзя: он способен определить, сделан ли выдох человеком или воздух, к примеру, выпущен из воздушного шарика.

Но это в теории. На практике же все может быть по-другому.

«А как определить, что именно этот водитель дунул, а не соседний? — задается вопросом исполнительный директор Московского автотранспортного союза Юрий Свешников. — Или он не пригласил дядю Васю с улицы, чтобы он подошел, дунул…Это на Западе все люди законопослушные, ни у кого мысли не возникает, что запретом можно пренебречь. Наш человек очень хитрый и изобретательный, особенно в подобных вещах. Ну и появится там такой штатный «дутовщик»…все будут скидываться ему, чтобы он помог, и он будет обходить все автобусы и так потихонечку дуть туда».

«СП»: — То есть вы против идеи оснастить алкозамками общественный транспорт?

— Любое, скажем так обременение (или ограничение, или запрет) должно на чем-то зиждиться. Так же как и любые принимаемые чиновниками решения должны на чем-то основываться. Вот, например, когда у нас самолеты падают какой-то определенной марки, принимается решение приостановить эксплуатацию этих самолетов до выяснения причин. А что есть статистика, что за последние годы или месяцы на общественном транспорте появилось больше пьяных водителей? Только в Москве четыре миллиона автомобилей, общественного транспорта — 12 тысяч единиц. Соотношение 12 тысяч к 4 млн. — это что? За весь прошлый год в столице на общественном транспорте погибло девять человек, а вообще в ДТП — шестьсот. При данном соотношении это — капля в море, молекула в море. Вот они сделаю алкозамки на автобусах — и что? На основании чего? Мне еще было бы понятно, если бы все автомобили были бы оснащены, но то, что они предлагают, просто противоречит здравому смыслу.

«СП»: — Но цель-то благая — сделать пассажирские перевозки более безопасными…

— Я приведу цифру, которая все объяснит: во всей России автобусами в год перевозятся 13,5 млрд. человек. Гибнет ежегодно из них 178 (плюс-минус один) человек — это многолетняя статистика. Разделите 178 на 13,5 млрд. Какой процент получится? Это по количеству погибших. Что касается виновности…Опять-таки, по многолетней статистике только в 20 % ДТП виновником являются водители общественного транспорта, то есть только в 20% случаях аварии с участием автобусов (или троллейбуса, или трамвая) происходят по вине перевозчика. В Москве и области вообще этот процент ниже. И чего мы хотим добиться?

«СП»: — А если говорить об экономической составляющей?

— Конечно, это будет чего-то да стоить — сам по себе прибор, его оснащение, установка, его эксплуатация, его контроль и т.д. Вот эти расходы перевозчиков на что нужно отнести? На тариф? На бюджет? Или на карман перевозчика? А количество автобусов в России, которые работают в режиме общественного транспорта — 300 тысяч. Поэтому мне было бы понятней, если бы предложение оснастить алкозамками касалось всего 42-миллионного зарегистрированного у нас в стране автотранспорта, а не только общественного.

Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин не имеет принципиальных возражений:

— Алкозамки, конечно, гораздо лучше, чем карательные меры, и гораздо эффективнее, как мне представляется. Понятно, что наши, так сказать, умельцы найдут способ, как это обойти, но для этого все-таки нужно определенные усилия предпринять. Ясно, что сейчас повсеместное введение алкозамков невозможно — логичнее выпускать все автомобили с такими устройствами изначально. Что касается общественного транспорта, то актуальность замысла здесь, пожалуй, понятна. Хотя есть все-таки более дешевые, на мой взгляд, способы именно на городском транспорте предупреждать пьяное вождение — это контроль. То есть просто не выпускать на линию водителей, не прошедших медицинское освидетельствование. Но в порядке эксперимента стоит, наверное, попробовать и блокираторы зажигания, посмотреть, как все это будет работать.

Не алкозамки нужно ставить, а менять саму систему пассажирских перевозок, считает независимый автоэксперт Сергей Асланян:

— О чем это говорит? Да, о том, что у них настолько все запущено и до такой степени у них низкоквалифицированный персонал работает на общественном транспорте, что последний вариант как-то контролировать этих людей — это электронными способами пытаться их ограничить от правонарушений, в частности, по алкогольной статье. Ну, значит, у них и кадровая политика… и в целом транспортная политика — находятся в состоянии деградации. Называется — развалилось все. По-русски говоря, медным тазом накрылось. Если все накрылось настолько, что у них пьяные водители едут в рейс на автобусе и устраивают там чудовищное количество ДТП, то алкозамок — это то, что должно быть в последнюю очередь. В первую очередь, должен быть новый начальник и полностью новая система — и маршрутов, и подбора кадров, и подготовки, и контроля, и тренингов, и т.д. А они начинают с конца, они констатируют полную свою недееспособность — у них все плохо, все спились и сейчас друг друга поубивают. Но давайте тогда уже и как-то лечить, а не новую припарку придумывать.

«СП»: — Но ведь есть же уже обязательный медицинский контроль, зачем еще эти дорогие приборы?

— Медицинский предрейсовый контроль они обязаны проводить каждый день перед тем, как выпустить водителя на линию. Если они этого не делают… — вот это как раз и говорит о полном развале системы. Потому что предрейсовый контроль они обязаны проводить. Если после предрейсового контроля они ставят алкозамок, это значит, что водитель успел трезвым добежать до врача, освидетельствоваться, принять пузырь… и уйти в рейс. И они ничего не могут с ним поделать. То есть они даже его выгнать не могут и взять другого нормального, потому что другого нормального на эти деньги у них нет.

Помимо алкозамков общественный транспорт ждет еще одно преобразование. В Москве, например, скоро практически не останется привычных маршруток. Их заменят городскими автобусами разной вместимости, пообещал на днях директор столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов. Такое решение, по его словам, избавит столицу от теневого бизнеса: перевозчики отчитываются только за каждого второго пассажира. В итоге теневой оборот достигает до 30 млрд. рублей в год.

«Заметьте, речь не идет о нашем с вами удобстве, речь идет о том, что мухлюют, поэтому часть денег уходит мимо государева кошелька, в данном случае столичного. И вот ради половины неплательщиков мы хотим весь этот рынок, ну, естественно, реформировать. Проще говоря, уничтожить, — говорит об инициативе Сергей Асланян. — Причем Ликсутов предлагает отдать подряд транспортный компаниям, чтобы на маршруте работала какая-то частная фирма целиком. И, по его мнению, фирма будет утром, когда много народу едет, выпускать на линию большой автобус, а днем, когда едет мало людей (когда уже все практически уехали на работу) будет пускать малый автобус».

«СП»: — Что в этом плохого?

— Ну, это говорит, что чиновник, что называется, не владеет ситуацией. Потому что у нас маршрутки появились не из-за того, что кто-то захотел заработать, а из-за того, что большие автобусы не пролазят. Вот последние 15 лет большие автобусы (тем более в час пик) не пролазят никуда и постоянно опаздывают. Даже на автобусных остановках люди предпочитают дождаться маршрутки. Потому что главное преимущество маршрутки — это ее маневренность. Она успевает сделать несколько ходок, она маленькая, юркая: прыг — туда, прыг — обратно. Всем удобно. Ликсутову — нет. Ему важно то, что не все из них платят налоги. И для того, чтобы скинуть с рынка уже пригревшихся здесь фирмачей (вот те фирмы, которые работают), он хочет заново передать в концессию проверенным, повесить на них ГЛОНАС, чтобы отслеживать, сколько бабла он может с них сгрести в казну. Причем они собираются платить не за количество перевезенных, а за выполнение маршрута. Например, нужно чтобы автобус из пункта А в пункт Б ехал 15 минут с интервалом — 10 минут. Вот если это правило соблюдено, значит, транспортная компания получает свои деньги, свою прибыль. То, что мы не попали на этот автобус, что нам неудобен этот интервал — это власть совершенно не волнует. Для них важно уничтожить ныне сложившуюся форму обслуживания населения и привести на рынок других игроков, которые будут заинтересованы не в качестве обслуживания, а в получении денег из бюджета. И ради этого готовы будут соблюсти любые невыгодные пассажиру правила.

«СП»: — И что же ждет пассажиров, в таком случае?

— Если уберут маршрутки, то просто мы с вами получим ухудшение качества жизни в городе. У нас же не весь город охвачен метро. У нас очень много микрорайонов, которые завязаны на автобусах. Но в микрорайоне автобус уже не пролазит — автобус может пролазить только по большой магистрали. Поэтому могу утверждать, что уничтожение маршруток приведет, грубо говоря, к уничтожению основной транспортной единицы города.