Почему Браудер стал невъездным в Россию

Глава фонда Hermitage Сapital Уильям Браудер дал интервью телеканалу Дождь.

По словам Браудера, его визу аннулировал «Газпром», потому что в своем расследовании сотрудники фонда Hermitage Сapital подобрались слишком близко к проекту увеличения капитальных затрат и переплаты за трубы. Реакция Медведева в Давосе на «дело Магнитского» не удивила главу фонда, так как такой с самого начала была позиция Путина и Медведева. Они, как он убежден, хотят скрыть факты, а именно то, что Сергей Магнитский раскрыл хищение 230 миллионов долларов у государства коррумпированными чиновниками. «Это убийство, и все в России знают об этом», — заявил Браудер.

Глава фонда рассказал, что шаг за шагом люди в силовых структурах и правительстве стали предлагать свой план сокрытия преступления, и когда они оправдали всех обвиняемых по делу, когда они повысили тех, кто был вовлечен в арест и убийство Магнитского, а часть из них была представлена к наградам, стало понятно, что расследования не будет.

«Это было задолго до того, как дело было политизировано. Оно стало политизированным, потому что не было расследования, но никак не наоборот» — отметил Браудер. Единственным политическим аспектом этого дела он считает сокрытие убийства. По его мнению, это не было бы проблемой, если бы российские власти наказали бы тех, кто убил Сергея Магнитского.

Дмитрий Медведев обещал, что виновных накажут, через неделю после смерти Магнитского, но прошло уже три года, но никто так и не наказан, сетует Браудер. «Я думаю, что из этого мы все можем сделать вывод, что он полностью провалился как лидер. Если он не может даже наказать тех, кто убил Сергея Магнитского, то как он может называть себя премьер-министром?» — задал риторический вопрос глава Hermitage Сapital.

По словам Браудера, он не хочет компрометировать никого из этих людей. Но у него были встречи с представителями российского правительства в Давосе, с теми, кто с сочувствием относятся к этому делу, и они говорили, что это дело не может быть разрешено, что оно контролируется людьми из ФСБ и что он не ничего сможет сделать.

Магнитский раскрыл, что группа чиновников украла 230 миллионов налогов у государства, и это было подтверждено сотрудниками фонда за один день, без лишних вопросов, напомнил Браудер. Кроме того, Магнитский обнаружил, что еще сотни миллионов были украдены по такой же схеме. По подсчетам сотрудников фонда Hermitage Сapital, полная сумма составляет около миллиарда долларов.

«Но это только то, что мы обнаружили, на самом деле сумма может составлять гораздо больше. Никому из чиновников, которые принадлежат к среднему звену, не разрешат украсть столько. Это требует подтверждения кабинета министров, а, возможно, и президента», — предположил Браудер.

Глава фонда подтвердил: ему и его коллегам известно, что за год до того, как были украдены 230 миллионов долларов из налогов, заплаченных Hermitage Capital, 107 миллионов были украдены из налогов Renaissance Capital. Она проходила по той же схеме, включала тот же налоговый офис, тот же банк Дмитрия Клюева, те же бумаги. «Есть выражение «нет дыма без огня». То есть, мы не можем сказать точно, что они сделали, но есть повод тщательно расследовать это дело», — сказал он.

По мнению Браудера, в 1990-е годы ситуация в России медленно улучшалась. Тогда коррупция была «олигархического типа», когда олигархи крадут деньги у государства. Когда Путин пришел к власти, он быстро заменил олигархов новыми типами олигархов — олигархами из ФСБ. Тогда никто, включая русских, не мог предположить, как плохи будут дела у России. И ситуация начала ухудшаться, причем ухудшаться стремительно, считает Браудер.

«И когда Путин пришел к власти, а я выявлял коррупцию в «Газпроме», я боролся с теми же людьми, что и он, с олигархами, включая Рема Вяхирева, и наши интересы совпадали с 2000 по 2004 год, пока он пытался выиграть свою войну с олигархами. Но я не понимал того, что после ареста Ходорковского он выиграл свою войну с олигархами и сам стал самым большим олигархом. С этого момента ситуация начала ухудшаться», — поделился глава фонда.

Россия дискредитировала себя как инвестиционную площадку, уверен Браудер. Он рассказал, что когда он приезжал сюда десять лет назад, все восхищались Россией, окружали Российскую делегацию, выясняли, как начать бизнес. Теперь же Россия больше не представляет интереса для западного бизнеса. Людям больше не нужно быть в России, люди не хотят в Россию. Многие из тех, кто был в России, уехали оттуда из-за криминала и коррупции. «Россия сейчас отмечена как одна из худших стран большой двадцатки для бизнеса», — убежден глава фонда.

Никто из российских элит никогда не предлагал Браудеру наказать убийц Сергея Магнитского и тем самым замять это дело. О России он понял то, что здесь никогда и никто не идет на компромисс, что каждый конфликт обостряется, и это происходит потому, что все слишком обеспокоены тем, чтобы сохранить собственное лицо, и они не отступят в таких ситуациях, как эта.

«Но и мы не отступим, мы будем призывать к правосудию, к тюремному заключению виновных в этом, а убийцы, которые есть и в самой верхушке российской власти, будут пытаться скрыть это преступление. Это приведет к противостоянию России и Запада», — заявил глава фонда. Он напомнил о деле Стива Бико в ЮАР, которое привело к концу апартеида, и предположил, что дело Магнитского может стать очень похожим на него, если российские власти не отступят.

Кроме того, по словам Браудера, «закон Магнитского» не стоил для него практически ничего. Все те, кто работали над этим в Вашингтоне, Брюсселе, Германии, Лондоне, Париже, делали это безвозмездно. «Знаете, Путин хотел бы верить, что я потратил на этот закон миллиарды долларов, но он ошибается, он ничего не стоил», — сказал глава фонда.