РПЦ не будет упразднять «вольницу» УПЦ. Но призадумается

Открывающийся завтра Архиерейский собор Русской православной церкви начинается с демарша Украинской православной церкви, которая впервые за свою недолгую историю будет участвовать в соборе Матери-Церкви в виде отдельной делегации – как группа архиереев, принадлежащих к другой Церкви, которые приехали на собор в качестве гостей. И это несмотря на то, что каждый епископ УПЦ получил от Московской патриархии личное приглашение на собор. Такую информацию разнесли сегодня СМИ.

Повод для «сенсации» дал митрополит Киевский и всея Украины Владимир, который распространил документ, где оповестил «всех преосвященных Украинской православной церкви» о том, что поскольку он сам не может принять участие в соборе, то благословляет возглавить делегацию УПЦ митрополита Бориспольского Антония. Митрополит Владимир также попросил отправляющихся в Москву архиереев УПЦ согласовывать с митрополитом Антонием все вопросы, которые те пожелают поднять на соборе.

Это требование действительно является покушением на каноны Церкви. Ведь по Уставу РПЦ архиереи представляют на соборе епархии единой Русской Церкви, а не Украинскую православную церковь, которая является хоть довольно самостоятельной, но все же неотъемлемой частью единой Русской Церкви. Да и вообще по правилам церковного «моветона» даже предстоятель всей Русской Церкви, если захочет посетить какую-то епархию, должен испросить приглашение тамошнего епископа. А тут от архиереев УПЦ требуют согласовывать с главой «делегации» вопросы, которые они захотят поднять на соборе…

Впрочем, как подтвердил сегодня KM.RU глава приближенной к РПЦ Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов, информация о том, что митрополит Владимир посылает в Москву именно «делегацию», не соответствует действительности. Архиереи УПЦ едут в Москву как представители своих епархий, а не Украинской Церкви. А вся эта «сенсация» о «демарше» руководства УПЦ является плодом рук сторонников автокефалии, которые действительно наличествуют в УПЦ, считает эксперт.

Украинским автокефалистам и было адресовано заявление, с которым накануне Архиерейского собора обратился глава так называемого «Киевского патриархата» Филарет (Денисенко). Глава раскольников предупредил их, что на соборе якобы планируется под предлогом приведения Устава УПЦ в соответствие с Уставом Московского патриархата принять решение, «которое изменит структуру УПЦ МП – в ней появятся митрополичьи округа». «Формально они будут подчиняться Киевской митрополии, но, по сути, они будут управляться из Москвы, потому что без ее разрешения или благословения в этих митрополиях нельзя будет назначать или перемещать архиереев. Роль синода и предстоятеля УПЦ МП сведется к декоративной», – говорится в обращении Денисенко.

Но такую «туфту» не восприняли даже сторонники автокефалии УПЦ. Тут, впрочем, уместно вкратце рассказать, что же представляет собой это самое автокефальное крыло в Украинской Церкви. KM.RU уже приводил его описание, которое дал украинский публицист Игорь Друзь:

«Национал-либеральная группка в УПЦ МП состоит, можно сказать, из трех «этажей». Первый этаж – это люди циничные и властолюбивые. Они, конечно, тяготеют к национал-либеральным взглядам по своей природе, но за деньги и власть могли бы с радостью перейти и на нашу сторону. Самый верхний «этаж»: архиепископ Александр (Драбинько), архимандрит Кирилл (Говорун), протоиерей Георгий Коваленко. За каждый шаг в сторону автокефалии, «реабилитации» Мазепы, «слияния церквей» при Ющенко можно было получить приличные суммы денег. В принципе, такими вопросами должны бы заниматься следственные органы. Не будем ничего утверждать, но сторонники автокефалии ездят вовсе не на «Жигулях»…

Ниже их, на «втором этаже», находятся «прогрессивные священники», как их назвал один из многих болящих авторов драбиньковского «Православия в Украине» – архимандрит Аввакум (Давиденко) из Кременчуга, который на этом сайте требовал пересмотреть запрет Церкви на изменение пола и хвастался наличием у него ночных семяизвержений. «Прогрессивный клирик» – это находящиеся в сане по сильнейшей икономии (второженцы) священники Андрей Дудченко, Петр Зуев и еще несколько других.
Священника Дудченко я знаю с 2003 года, еще когда его нападки на Церковь не были столь явными. Впрочем, я уже тогда удивлялся, что он стеснялся дать благословение на улице, старался побыстрее скинуть рясу, выходя из храма. Если так стыдно быть священником, то сними наконец надоевшую рясу! Это человек совершенно детских взглядов (по уму), искренне веровавший в «идеалы майдана», в «снайперов кровавой гэбни», которых якобы прислал на майдан великий и ужасный Путин, плетущий «заговор» неких «кремлевских мудрецов», дабы раздавить «доброго Ющенко», «руки которого не крали». Потому он и стоял на майдане.

Не верю, что с ними делились мало-мальски серьезными деньгами. Хотя священникам Дудченко и Зуеву дали приходы в Киеве, но не особенно богатые. Им платили кое-какие гонорары за хулящие Церковь статьи (других они фактически и не писали), но раньше, когда Драбинько еще не стал церковным хозяином, они даже иногда получали взыскания за свою антицерковную писанину. Из-за одной из статей такого плана собрание благочинных Киева осудило о. Андрея Дудченко, и ему пришлось уйти с драбиньковского сайта «Православие на Украине».

Таков же и убежденный национал-либерал дьякон Андрей Глущенко, написавший, среди прочего, статью, оправдывающую Збигнева Бжезинского. По дивному стечению обстоятельств, аккурат в дни награждения того орденом от русофоба Ющенко… Зная нравы тогдашнего секретариата президента, можно не сомневаться, что за такую статью редакторы могли бы получить преизрядную сумму денег от клевретов Виктора Андреевича. Однако также можно не сомневаться и в том, что с дьяконом никто не стал бы делиться: скромный гонорар, и все. Он для циничного высшего руководства украинских автокефалов человек идейный, следовательно, не очень умный и простоватый.

При спуске на нижние этажи автокефальной группки понижается уровень цинизма и повышается уровень политического идиотизма. На самом нижнем этаже автокефальной секты – «мирянин Черноморец», скауты дьякона Иоанна Диденко, околоцерковная секта, сгруппированная возле ультраобновленческого сайта «Притвор». Весь актив – несколько десятков человек, не более того. Вот и все «широкое движение за автокефалию в УПЦ МП».

И вот этим автокефальщикам Филарет и адресовал свое послание. И каков же был результат? А таков, что даже упомянутый Игорем Друзем протоиерей Георгий Коваленко, возглавляющий сейчас синодальный информационно-просветительский отдел УПЦ, Филарету не поверил. «Это – информационный вброс со стороны людей, которые не имеют никакого отношения к принятию решений в РПЦ и УПЦ МП. Никаких оснований говорить о каких-то изменениях Устава УПЦ МП нет, а нынешнее заявление Филарета похоже на желание просто держать себя в тонусе и напоминать о себе своим адептам», – заявил протоиерей Георгий Коваленко. «На сегодняшний день нет никаких оснований говорить, что на Архиерейском соборе Русской православной церкви будет рассматриваться «украинский вопрос», – пояснил он. «Во-первых, такого вопроса не существует. Во-вторых, посмотрите повестку дня собора и успокойтесь. Информация, которую распространяют «доброжелатели», – это или провокация, или как в поговорке: «слышал звон, но не знаю, где он», – добавил священнослужитель. «Поэтому давайте будем следить за реальными событиями, комментировать реальные решения собора, обсуждать доклад предстоятеля УПЦ на нем, а не всматриваться в информационные призраки», – резюмировал протоиерей Георгий Коваленко.

«Раскольники из так называемого «Киевского патриархата», – записал, в свою очередь, в своем «ЖЖ» Кирилл Фролов, – устроили истерику: им причудилось, что предстоящий Архиерейский собор Русской православной церкви отменит самоуправление УПЦ и разделит ее на митрополичьи округа – Киево-Малороссийский, Одесско-Новороссийский, Таврический, Карпаторусский, Северский, Слобожанский и так далее, которые будут замыкаться и на Киевского митрополита, и на Святейшего Патриарха Кирилла (УПЦ и сейчас является частью Русской Церкви, следовательно, замыкается в итоге на Святейшего).

Повестка дня предстоящего Архиерейского собора хорошо известна, и такого пункта в ней нет. Однако, – продолжает Кирилл Фролов, – раз раскольники так боятся этой идеи, значит, к ней стоит присмотреться. Потому что логично, если историческое своеобразие регионов Украины будет учтено в церковной политике. В рамках единой и неделимой Русской православной церкви возможно национальное и региональное своеобразие.

Кроме того, грандиозные, полуавтокефальные полномочия УПЦ, данные ей в 1990 году, привели к тому, что миссионерские императивы Патриарха Кирилла и миссионерские решения Соборов всей Русской Церкви, за которые голосовали все архиереи Украины – о введении штатных должностей молодежных миссионеров, катехизаторов, – на Украине зачастую не исполняются. А отсутствие массовой миссии и катехизации – это ключевой фактор существования раскола. Многие люди просто не знают, что «Киевский патриархат», УАПЦ – это не Церковь.

А создание митрополий, многократное увеличение числа епархий, усиление централизации всей Русской православной церкви под началом главного миссионера, Патриарха Кирилла, – это, безусловно, фактор интенсификации миссии, следовательно, борьбы с церковным расколом на Украине».

Вот ведь как может обернуться: непримиримый враг Русской Церкви Филарет, клеймя несуществующие планы по отмене «украинской вольницы», сам подбросил РПЦ идею, потенциальная реализация которой его явно не прельщает. Так что Русская Церковь вполне может к ней присмотреться…