Эксперт об образовании: на первом месте — честь и достоинство

Известный российский политолог, доктор исторических наук Вячеслав НИКОНОВ недавно стал исполнять обязанности декана факультета госуправления МГУ. Мы беседуем с ним о воспитании нового поколения российских госслужащих, будущей элиты.

— Вячеслав Алексеевич, как Вы оцениваете сегодняшнюю российскую властвующую элиту и, в частности, управленческую?

— Весьма критично. Скажу так: в повышении качества и политической элиты, и управленческой есть огромные резервы.

Оправданием невысокого в целом её уровня может быть то, что элита российская перемалывалась несколько раз в течение XX века. Сначала в 1917 году и после него. Потом в 30-е годы её подвергли «обработке». Устоявшаяся советская элита была сильно перемолота в 90-е…

Элита в России каждый раз вырастает новой, и это самое плохое — у нас нет преемственности элит. В нашей истории слишком много революционных событий. А как известно, революции — это кладбища аристократии, а значит, и кладбища элиты. Поэтому у нас любая элита достаточна молода.

Что касается управленческих кадров, то большинство наших управленцев, в общем-то, не имеют качественной управленческой подготовки. Потому что у нас вообще эта специальность (то, что на Западе называют public administration) часто даже не считается профессией. Понятие «административно-государственное управление» привилось лишь лет пятнадцать назад. И наш факультет госуправления в МГУ возник в 94-м году.

Поэтому специальных управленческих навыков даже у людей, работающих в сфере госуправления, часто недостаточно. Но, слава Богу, сейчас есть понимание того, что управление в принципе сложнейшая профессия, которой надо много учиться.

— Необходимость в профессионалах государственного управления очень высока?

— Конечно. Поэтому нам надо выстраивать эффективную систему подготовки кадров государственных учреждений. В каждой стране есть специальные учебные заведения, которые специализируются на подготовке именно управленческих кадров. Престиж таких школ очень велик.

В США высокую репутацию имеют школа Максвелла Сиракузского университета, Школа госуправления имени Кеннеди в Гарварде. В Великобритании — это Итон и Лондонская школа экономики. Школа госуправления имени Ли Куан Ю при Национальном университете Сингапура…

В странах, являющихся мировыми лидерами, государство заинтересовано использовать кадры, подготовленные лучшими учебными заведениями. Потому что хорошее государственное управление критически важно для развития страны. В России это начали понимать, но ещё недостаточно.

— Можно ли подготовку элитных кадров госаппарата поставить «на поток»?

— Поставить «на поток» производство элиты невозможно. Элита — это вообще всегда и везде что-то небольшое. Надо стремиться дать молодёжи возможность получить хорошее образование. И не только управленческое, а и любое другое.

Однако не думаю, что готовить элиты можно только с помощью хорошей образовательной системы. Потому что элиты ведь могут стать и глубоко антинациональными. Сильно ориентированными на то, чтобы жить в другой стране. Или, по крайней мере, хранить там деньги. Поэтому воспитание настоящих граждан, патриотов своей страны — это тоже чрезвычайно важный фактор в формировании элит.

— Каковы «узкие места» в подготовке управленческих кадров? Что мешает?

— Прежде всего, отсутствие чётко сформулированного государственного заказа. Мы не знаем точно, какого рода кадры в первую очередь необходимы. И какими они должны обладать навыками. Здесь приходится во многом домысливать за государство. Наверняка мы здесь что-то недоучитываем.

Второе — это необходимость открытия каналов вертикальной мобильности для профессиональных управленцев. Таких сейчас в госаппарате явно меньшинство. Если бы государство всерьёз занялось вопросами профессионализма госкадров, можно было бы, например, создать систему квалификационных экзаменов.

Необходимо также выделение определённых квот для молодых специалистов, которые приходили бы хорошо подготовленными в государственный аппарат. Наши выпускники туда идут работать, но чаще в бизнес. Потому что там они обеспечены лучше, чем госслужащие. Хотя то, что они идут в бизнес, это тоже хорошо и полезно в целом для государства.

Мы ставим целью подготовку очень хороших специалистов. Хотим вывести факультет в число ведущих мировых центров госуправления. Чтобы соответствовать их академическим стандартам. Для этого надо развивать совместные программы магистратуры, аспирантуры.

Переходим на новую систему образования, соответствующую Болонскому процессу. Готовим новые учебные программы. Естественно, в рамках государственных образовательных стандартов, но с учётом необходимости максимально адаптировать программу к современным условиям. И тем требованиям, которые предъявляются к ведущим мировым школам государственного управления. Это мы считаем сейчас наиважнейшим. Готовятся и новые курсы.

Работаем над тем, чтобы люди к нам приходили качественно подготовленные. Конечно, всегда хочется желать ещё лучшего, но в целом сегодня у нас учатся достаточно серьёзные студенты. При факультете есть лицей и курсы подготовки студентов к вступительным экзаменам.

У нас есть программа второго высшего образования. Предусмотрено и повышение квалификации для тех, кто уже работает в системе госуправления.

Надеюсь, наши выпускники станут в будущем хорошими кандидатами в элиту. На это направлены дисциплины, которые они изучают.

Особое внимание мы уделяем развитию лидерских качеств. В России одна из главных национальных проблем — мы тратим очень много времени на то, чтобы объяснить, почему не можем сделать то, что должны, вместо того, чтобы выполнить порученное. Надо у студентов тренировать умение создать команду, выступить лидером и добиться решения сложной проблемы. Это исключительно важная задача.

В России формирование людей с психологией победителей — актуальная задача сегодня. Слишком много людей с психологией аутсайдеров, неудачников.

— А как Вы в целом оцениваете современную молодёжь?

— Ну, я ещё не в том возрасте, чтобы брюзжать на молодых. Но наше поколение было всё же поорганизованней, наверное. Сейчас молодёжь более расслабленная. Понятие дисциплины для многих студентов является чем-то абстрактным. Как мне кажется, мы больше читали…

— В России сейчас остра проблема «утечки мозгов» — много молодых специалистов уезжает работать за рубеж. Вам не будет жаль, что и выпускники Вашего факультета сочтут для себя лучшим уехать за пределы нашей страны?

— Да, это действительно весьма вероятно. Но управленческая специальность вообще интернациональна. Если взять любую крупную мировую школу госуправления, там около 80 процентов преподавателей, приехавших из других стран.

Не может и не должно быть какой-то особой российской управленческой науки — она универсальная для всего мира. И очень важно учитывать и использовать опыт других стран. Поэтому мы даже поощряем международные обмены, чтобы наши студенты могли поехать стажироваться в ведущих университетах мира.

Замечательно, если они получат опыт работы в другой стране. Это важно и ценно для них. Конечно, будет лучше, если они потом вернутся домой, будут использовать знания и умения, тратить усилия на российской земле. Хотя запретить людям жить и работать там, где они сочтут для себя наилучшим, в современном мире просто невозможно.

— В системе управления российского государства сегодня много тех, к чьим рукам легко прилипают «неправедные деньги». Проблема коррумпированности чиновников стоит очень остро. Какое внимание ей уделяют в подготовке специалистов на Вашем факультете?

— Есть специальные курсы и по этике бизнеса, и по этике государственного управления. Я часто повторяю, что мы должны воспитать, прежде всего, граждан настоящих. Которые обладали бы определённым этическим кодом. Кодом, основанным, может быть, на прежней дворянской чести.

До 17-го года большая часть российского госаппарата была дворянской. Там существовали определённые понятия о чести дворянина. Конечно, это можно и нужно воспитывать с младых ногтей. И мы этим тоже занимаемся. Хотя устранить полностью влияние агрессивной коррумпированной среды исключительно сложно.

Государство ждёт от нашего факультета управленцев самого высокого уровня. И не только по уровню знаний и умений, а и по нравственным качествам. Из которых на первом месте — честь и достоинство.