70 лет важнейшему событию Великой Отечественной

31 января 1943 года в плен сдался Фридрих Паулюс. После войны соратники называли его сообщником коммунистов. А Советский Союз пытался использовать его для решения политических задач. Сам же бывший командующий вермахта до конца жизни вспоминал ужас Сталинградского котла.

Самые ценные документы биограф Фридриха Паулюса Торстен Дитрих хранит в потертом кожаном портфеле. В нем семейный фотоальбом генерал-фельдмаршала. Послевоенные снимки, которые почти никто не видел. Вот Паулюс один гуляет по Дрездену, а вот едет по делам в Берлин. У него в ГДР роскошный западногерманский «Мерседес» с водителем. В нашей стране помнят другие кадры. Абсолютно раздавленный командующий шестой армии Вермахта после капитуляции под Сталинградом.

«Английская, американская и западно-немецкая пресса после Войны обвиняли его в том, что он сформировал в Москве армию Паулюса, это, конечно, неправда. Ему приписывали, что он обучал русских офицеров в академии, и это тоже не правда. После выступления в Нюрнберге Паулуса называли изменником и сообщником коммунистов», — рассказывает биограф Фридриха Паулюса Торстен Дитрих.

На Нюрнбергском процессе Фридрих Паулюс, один из разработчиков плана «Барбаросса», плана нападения на СССР, выступает как особо ценный свидетель обвинения с советской стороны. Сын одного из охранников лагеря немецких военнопленных в Красногорске рассказывает, что Паулюса холили и лелеяли: отдельный дом, отдельная охрана и даже кухарка.

«Ему создали великолепную обстановку, то, что он хотел, читал, его даже никто не допрашивал, было все уже понятно, он просто отсиживал свое время», — говорит сын сотрудника пересыльного лагеря военнопленных №27 в Красногорске Владислав Середа.

Эти уникальные условия в лагере слишком многие прошедшие Сталинград офицеры Вермахта ему не простили. До смерти Сталина Паулюс живет на даче в Подмосковье под усиленной охраной советских спецслужб. Затем просится в Германию. Вернуться ему разрешают. Паулюс выбирает ГДР и подпадает там под опеку восточногерманской службы госбезопасности «ШТАЗИ».

Вилла на окраине Дрездена в донесениях «ШТАЗИ» значилась, как «объект терраса». Именно здесь до самой смерти жил генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс. В его полном распоряжении был трехэтажный особняк: 26 комнат, приусадебная территория, прислуга, на такие условия в ГДР могла рассчитывать лишь партийная элита.

Есть секретное донесение с виллы Паулюса. Список встреч с еще одним бывшим военачальником вермахта и видным деятелем ГДР генерал-лейтенантом Мюллером. В документе упоминается агент «Лейпциг», это шофер Паулюса.

«Его шофер постоянно был рядом, он был информатором «ШТАЗИ». Его прислуга работала на «ШТАЗИ», соседей наняли за ним следить и докладывать обо всем, что на вилле происходит. При этом весь его дом прослушивался. Все что он говорил и делал, было известно», — говорит биограф Фридриха Паулюса Торстен Дитрих.

Для ГДР и для Советского Союза Паулюс и после войны имеет колоссальное значение. На него большие планы. Паулюс пишет о провале политики Западной Германии, созывает большую пресс-конференцию.

«Паулюс должен был стать политической фигурой, которая объединила бы всех бывших участников Второй мировой войны как на Востоке так и на Западе, для того чтобы добиться демилитаризации Западной Германии и предотвратить ее вступление в НАТО», — отмечает биограф Фридриха Паулюса Торстен Дитрих.

План провалился. На пресс-конференции всех интересует Сталинград. Почему Паулюс не застрелился? Ведь звание генерал-фельдмаршала Гитлер присвоил ему лишь для того, чтобы живым тот не сдался.

«Паулюс это знал и как он позже мне говорил: «Такого удовольствия я решил Гитлеру не доставлять, я должен был рассказать всю правду о Сталинграде», — рассказывает адъютант Фридриха Паулюса Хайнц Бойтель.

Адъютант Паулюса Хайнц Бойтель эту правду слышал каждый день. Генерал-фельдмаршал постоянно вспоминал тот продирающий до костей холод и невероятный боевой дух красноармейцев.

«Это было невероятно. Он говорил, советские солдаты воевали с такой отвагой и самоотверженностью, как будто им было уже нечего терять. И откуда только брались эти бесчисленные стрелки и танки?» – говорит адъютант Фридриха Паулюса Хайнц Бойтель.

Ужас сталинградского котла преследовал Паулюса до смерти. Он умер 1 февраля 1957, как раз накануне годовщины гибели его 6 армии под Сталинградом.